Автоматизированная информационная система — это совокупность программно-аппаратных средств и штата специалистов, предназначенная для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации и принятием управленческих решений.
Введение
Специфические особенности объекта управления, которым в данном случае выступает образовательная деятельность, и недостаточное развитие информационных систем для образовательной сферы определяют актуальность задачи создания автоматизированных систем информационной поддержки управления ресурсами процессов жизненного цикла образовательной деятельности вузов и их базовых производственных подразделений, которыми являются кафедры.
Наличие эффективного и качественного управления кафедрой, базирующееся на использовании информационных технологий, считается одним из главных условий для ее успешного развития, а также способности выпускать необходимых рынкам труда специалистов. Это также может повысить конкурентоспособность кафедры в сфере образовательных услуг.
Работы, направленные на автоматизацию деятельности кафедры, ведутся уже достаточно давно. Причем был накоплен теоретический и практический опыт, необходимый для качественной разработки системы. Необходимо также отметить, что использование информационных систем на кафедрах может считаться важнейшим шагом в процессе комплексной автоматизации всего ВУЗа.
Разработка автоматизированной информационной системы «Кафедра»
Самой важной задачей сферы образования является удовлетворение образовательных потребностей общества в целом и всех обучаемых в частности. Потребностью общества является наличие специалистов, которые готовы заниматься разработкой конструкций и технологий, что позволит обеспечить нормальную жизнь и развитие человеческого сообщества. Потребностью обучаемого является возможность гарантировано получить профессию и уровень знаний, который будет достаточным для реализации его способностей и получения желаемого заработка.
Образованием являются процессы и одновременно результаты этих процессов, которые представлены в форме некоторой совокупности знаний, навыков, умений, культурных и нравственных положений, получаемых учениками. Применительно к высшему образованию подразумеваются процессы и формы деятельности вузов, которые направлены на обучение специалистов в той или иной сфере на базе передачи ученикам необходимого набора теоретических и практических знаний, требуемых для реализации успешной профессиональной деятельности. Помимо этого, высшее образование должно предполагать, что выпускники вуза будут иметь высокий культурный уровень развития.
И еще одним компонентом качества образования может считаться качество результатов деятельности вуза, то есть, текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерных достижений выпущенных специалистов и так далее. Взаимные связи всего набора аспектов качества высшего образования представлены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Аспекты качества высшего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая составляющая качества высшего образования безусловно является важной и все они должны рассматриваться совместно. Но обычно рассматривая качество высшего образования, наиболее часто подразумевается качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как требуемые условия для достижения этих результатов.
Высшее образование в Российской Федерации, как и другие области производственной и непроизводственной деятельности, постоянно ощущает влияние рынка. Наличие взаимосвязей с новыми обязанностями и свободами делает процессы управления в вузах все более адекватными тем, которые применяются в области предпринимательства. При этом высшие учебные заведения сталкиваются с некоторыми проблемами, связанными с эффективностью управленческой деятельности.
Маркетинг образовательных услуг возник сравнительно недавно, однако многие российские вузы уже его активно используют. Это обусловлено тем фактом, что, как и коммерческой организации, вузу следует выработать определенную маркетинговую концепцию для повышения конкурентоспособности на рынке услуг.
Кафедра выступает как основное учебно-научное структурное подразделение факультета вуза, осуществляющего учебную, методическую и научно–исследовательскую работу по одному или ряду родственных направлений или специальностей, воспитательную работу среди обучающихся, а также кафедра должна заниматься подготовкой научно-педагогических кадров и повышением их квалификации.
Если представить кафедру с позиций системного подхода, то ее базовыми составляющими (компонентами) могут считаться следующие сотрудники:
- заведующий кафедрой,
- заместитель заведующего кафедрой,
- коллектив преподавателей,
- коллектив методистов,
- сотрудники, которые заведуют лабораториями,
- инженеры.
Все компоненты системы отвечают за выполнение определенных задач, но именно взаимные связи компонентов способны обеспечить реализацию главной задачи системы, а именно, процесс обучения студентов. Все компоненты этой системы объединены между собой и образуют структуру, причем при отсутствии какого-нибудь компонента система просто не может функционировать.
Взаимодействие системы с внешней средой реализуется за счет определения материальных, энергетических и информационных связей. Информационные связи способна обеспечить реклама. При ее помощи абитуриенты узнают об условиях поступления и обучения на кафедре, а также о самой специальности.
Главной отличительной особенностью рынка образовательных услуг является повсеместная компьютеризация интеллектуального труда. Применяя возможности, которые способны предоставить современные информационные технологии, включая возможности локальных и глобальных компьютерных сетей, многие организации перешли к так называемому распределенному формату организации интеллектуальной деятельности.