ERP и CRM системы — это системы, предназначенные для управления бизнесом, они дают возможность автоматизировать практически все рабочие процессы организации, и, помимо этого, наладить процессы контроля, планирования и прогнозирования внутри организации
Введение
Система CRM (Customer Relationship Management) это система управления взаимоотношениями с клиентами. Эта система собирает и систематизирует персональные данные клиентов. Главной задачей CRM систем является формирование процессов коммуникации организации с клиентами, при максимальном учёте их потребностей и пожеланий путём персонализации предложений и рекомендаций.
Система ERP (Enterprise Resource Planning) является программой, предназначенной для планирования ресурсов организации, которая позволяет осуществлять контроль всех процессов компании и выполнить объединение всех её подразделений в единую систему. Главной целью данной системы является сбор информации и создание единого массива всех информационных данных об организации.
Проектирование и внедрение ERP и CRM систем
Система CRM осуществляет учёт и выполняет обработку всех пользовательских данных, которые заносятся для всех клиентов в свои CRM-карточки. Программа регистрирует в хронологическом порядке следующие данные:
- Фамилию, имя, отчество (ФИО), дату рождения и пол клиента.
- Контактные данные и адреса клиента.
- Историю клиентских просмотров различных товаров.
- Географические данные трафика.
- Историю клиентских покупок и оплат.
Полученная информация применяется для формирования клиентских рекомендаций, а также с целью автоматизировать рабочие процессы организации. CRM способна оказать помощь менеджерам на всех этапах сделки, а именно, она:
- Выполняет обработку документов по шаблонам.
- Может напомнить о необходимости сделать повторный звонок или выставить счёт.
- Выполняет вывод информации об организации в различных отчётах, имеющих сложную структуру.
То есть, использование CRM позволяет автоматизировать внутренние процессы организации и осуществлять контроль за действиями менеджеров. Самыми распространёнными в России CRM-системами считаются: Битрикс24, amoCRM и Salesforce.
Система ERP способна объединить в единый механизм следующие подразделения организации:
- Складские и логистические подразделения.
- Совокупность производственных мощностей.
- Отдел бухгалтерии.
- Маркетинговые и рекламные подразделения.
Использование системы ERP даёт возможность формирования цельного информационного пространства для каждого сотрудника организации, где будут сохранены информационные данные о производственных параметрах и товарообороте организации. То есть, данная система предназначена, чтобы управлять ресурсной базой и производственными мощностями организации. Самыми известными системами ERP в России считаются: Sage, SAP и 1С:ERP.
Таким образом, системы ERP и CRM имеют существенные отличия друг от друга, и прежде всего по набору решаемых проблем. Система CRM в основном предназначена для обеспечения коммуникативного взаимодействия с клиентами организации, а система ERP служит главным образом для управления производственными мощностями и складом.
К базовым, решаемым системой CRM проблемам, следует отнести:
- Прямая коммуникация с клиентом, что даёт возможность организации работы менеджеров и позволяет осуществить объединение всех поступающих заявок из разных мессенджеров, каналов связи и социальных сетей в общем интерфейсе. Это ведёт к ускорению обработки «холодных контактов» (лидов), то есть, потенциальных клиентов, и повышению общего качественного уровня сервиса.
- Обеспечение непосредственного мониторинга деятельности работников. Система выполняет учёт рабочего времени сотрудников, помогает выполнить распределение отпусков, ведёт график отсутствия работников. При помощи CRM легко осуществляется контроль работы всех сотрудников, а также выполнять распределение задач с учётом загруженности всех работников.
- Осуществление контроля каждого этапа воронки продаж и формирование отчётов. Весь набор данных о контактах и сделках должен фиксироваться в CRM. Помимо этого, система осуществляет поддержку глубокой аналитики через различные сводные отчёты, что даёт возможность выявления проблемных мест в воронках продаж и позволяет выполнять коррекцию рабочих процессов.
- Организация деятельности специалистов, обеспечение высокого уровня коммуникационных возможностей внутри организации. При помощи CRM может быть организована внутренняя связь организации. Система является онлайн офисом с наличием защищённого облачного диска, социальных сетей, группами и чатами с настройкой уровня доступа участников.
- Осуществление автоматизации рабочих процессов организации. Автоматизация может осуществляться при помощи роботов и программных скриптов, что ведёт к сокращению рисков ошибочных действий менеджеров, то есть, человеческого фактора, понижает нагрузку на персонал. Система также осуществляет автоматизацию документооборота, переноса этапов сделки по воронке продаж и так далее.
Системы CRM требуются прежде всего организациям, которые специализируются на продаже услуг или товаров.
Система ERP даёт возможность решения следующих проблем:
- Осуществление систематизации каждого процесса организации. Система способна объединить все процессы бизнеса в одном интерфейсе, что даёт возможность оценки эффективности каждого процесса в комплексе и разработки плана, позволяющего оптимизировать производство.
- Реализация координации и информационного обмена среди подразделений организации. Организация единого интерфейса также даёт возможность оперативной связи среди сотрудников различных подразделений организации.