Мировые информационные системы — это системы, которые предназначены для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы, поставляющие и распространяющие информацию.
Общие сведения об информационных системах
Системой является любой объект, который одновременно может рассматриваться и как единое целое, и как объединенный в интересах достижения намеченных целей набор разнообразных компонентов. Система представляет собой сложный объект, который состоит из связанных взаимно фрагментов (компонентов) и существующий в качестве единого целого.
Подсистемой является часть системы, которая выделена по определенному признаку. Если добавить к термину «система» понятие «информационная», то это будет отражать цели ее формирования и функционирования. Информационные системы предназначены для обеспечения сбора, хранения, обработки, поиска, выдачи информации, которая требуется в процессе принятия решений в задачах из любых сфер. Они способны помочь в реализации анализа проблемы и создании новых продуктов.
Информационные системы, кроме того, служат для оперативного обеспечения выбранной категории пользователей необходимой информацией, то есть, для того чтобы удовлетворить конкретные информационные потребности в заданной предметной сфере, при этом итогом работы информационной системы выступает информационный продукт, к которому могут быть отнесены документация, информационные массивы, базы данных и информационные услуги. Сегодня информационные системы являются одним из самых востребованных компонентов знания, который предполагает умение работать с огромными информационными объемами в современном мире.
Мировые информационные системы
Понятие информационной системы может по-разному интерпретироваться в зависимости от контекста. В самом широком понимании информационной системы предполагается, что ее главными элементами считаются информационные данные, аппаратное и программное обеспечение, а кроме того, различные организационные мероприятия и сотрудники.
В более узкой трактовке в состав информационной системы входят данные, программы и аппаратное обеспечение. Объединяя данные элементы можно осуществить автоматизацию процессов управления информацией и целенаправленной деятельностью конечного пользователя, которая имеет направление на получение, изменение и сохранение информации. В деятельности практически всех организаций информационная система воспринимается как программное обеспечение, которое способно реализовать стратегию функционирования организации. Причем отличной практикой становится создание и использование единой корпоративной информационной системы, которая может удовлетворить информационные потребности каждого сотрудника и структурного подразделения организации.
С практической же точки зрения формирование такой всеобъемлющей информационной системы является достаточно трудной задачей, если не сказать невозможной. Поэтому во многих организациях, как правило, применяют несколько различных систем, призванных решать следующие конкретные задачи:
- Задачи управления производством.
- Задачи финансово-хозяйственной деятельности.
- Задачи электронного документооборота и так далее.
Отдельные задачи могут решаться и подвергаться обработке одновременно несколькими информационными системами, а некоторые вообще остаются не автоматизированными. Такая ситуация именуется лоскутной автоматизацией и считается типичной для многих организаций.
Информационные системы могут быть классифицированы по разным признакам. В частности, существует классификация по следующим признакам:
- Классификация по типу объекта управления. Например, информационная система управления технологическим процессом, или система организационного управления.
- Классификация по уровню интеграции, к примеру, локальные информационные системы или интегрированные.
- Классификация по уровню автоматизации управления. Например, информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы.
- Классификация по уровню управления. Например, это информационные системы управления предприятием, корпорацией или отраслью.
- Классификация по характеру протекания технологических процессов на объекте управления. Например, автоматизированная система по управлению дискретным производством, автоматизированная система по управлению непрерывным производством.
- Классификация по признаку структурированности задачи, а также и другие.
Структуру информационной системы определяет набор ее отдельных фрагментов, именуемых подсистемами. Общая структура информационной системы может быть представлена в виде совокупности подсистем, вне зависимости от области использования, как показано на рисунке ниже.
Рисунок 1. Общая структура информационной системы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В таком случае принято говорить о структурном признаке классификации, а подсистемы являются обеспечивающими. Это означает, что структуру любой информационной системы можно представить в виде совокупности обеспечивающих подсистем. Обеспечивающие подсистемы подразделяются на следующие типы:
- Информационные подсистемы.
- Технические подсистемы.
- Математические подсистемы.
- Программные подсистемы.
- Подсистемы организационного и правового обеспечения.
Назначение подсистемы информационного обеспечения заключается в своевременной подготовке и предоставлении достоверной и актуальной информации, помогающей в выработке и принятии управленческих решений. Информационное обеспечение является совокупностью единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологий формирования баз данных. Унифицированные системы документации могут создаваться на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.