Системы поддержки принятия решений в экономической и социальной сферах — это компьютерные автоматизированные системы, предназначенные для помощи специалистам, которые принимают решения в сложных условиях.
Значение информатизации процессов управления в экономической и социальной сферах
Сегодня повсеместно развиваются процессы информатизации, внедряется концепция «Электронное правительство», на всех ступенях государственного аппарата центральной задачей считается повышение эффективности государственного управления на базе системных подходов к информационному обеспечению работы органов власти и выполнении функций управления, реализация единого информационного пространства, а также информационного и аналитического обеспечения высокого качественного уровня для решения глобальных проблем социального и экономического развития России.
Дальнейшее объединение процессов управления и информатизации в экономической и социальной областях означает создание Ситуационных центров управления разного предназначения, информационно-аналитических систем поддержки принятия решений(СППР), организующих процессы сбора и анализа территориальных информационных данных и содержащих инструменты для реализации системных моделей социально-экономического развития регионов, и на базе их анализа осуществляющих выработку решений. В передовых СППР повсеместно используются технологии информационных хранилищ, методики и инструментарий информационного анализа, позволяющие конечным пользователям в реальные сроки получить аналитические данные о задаче или ситуации. Задачи осуществления мониторинга социальных и экономических индикаторов, а также выполнение анализа ретроспективной информации в сегодняшних системах СППР, предназначенных для государственного управления, с технологической точки зрения вполне реализуемы.
Имитационное моделирование систем поддержки принятия решений в экономической и социальной сферах
Современные экономические реалии предполагают поиск эффективных методик, позволяющих развивать различные области жизнедеятельности людей. Стандартные методики составления прогнозов и математических моделей, которые используются на макроуровне и региональном управлении, не позволяют адекватно описать сложные социальные и экономические системы в сегодняшних нестабильных экономических условиях, с огромным числом факторов взаимного влияния. Используемый в настоящее время аппарат эконометрического и предикативного моделирования на уровне макроэкономики и территориальных исследований плохо соотносится со спецификой российских экономических реалий.
Главной системообразующей методикой моделирования в задачах социального и экономического развития регионов считаются методы имитационного моделирования. Сегодняшняя экономика является большой и сложной нелинейной динамической системой с наличием огромного количества факторов взаимного влияния. Для того, чтобы органы государственного управления на разных уровнях хозяйствующих субъектом могли вырабатывать правильные решения и предвидеть их последствия, следует использовать имитационное моделирование, которое считается единственным реальным средством, позволяющим решать задачи такого уровня сложности и размеров.
В последнее время осуществляется очень много исследований в научных организациях во всём мире по использованию методик системной динамики, моделирования с использованием большого числа агентов в сфере социальных и экономических исследований, моделирования государственных экономик, всемирных экономических и других изменений.
Моделью государственной экономики является набор компьютерных моделей базовых областей жизни Российской Федерации, главный проектный и инструмент прогнозирования для выработки национальной стратегии. Её каркасом является системная динамическая модель, используемая для выработки и обоснования государственных проектов и сценариев. Системная динамическая модель предназначена для концептуализации и структуризации проблем, достижения осознания идущих процессов. Методики системной динамики близки к мышлению людей, занимающихся стратегическим управлением. Процессы моделирования социальных систем происходят в условиях обширных коммуникаций между различными дисциплинами, с участием работников самых разных специализаций.
При проектировании общей имитационной модели социально-экономического объекта применяются модели и методики системной динамики. Концепции системной динамики даёт возможность моделирования динамических процессов на высоком уровне агрегирования. Её базой является представление о работе динамической системы, как наборе разных потоков (финансовых, человеческих и тому подобное). В обобщённой структурной схеме модели системной динамики можно выделить две составляющие:
- Потоковая сеть.
- Информационная сеть.
Модель социально-экономической системы является моделью потокового типа. Различные ресурсы (денежные, производственные и другие) могут заканчиваться и пополняться, то есть, они описываются в виде сети разнородных потоков. Состояние социально-экономической системы может быть описано переменными, такими как, количество разных категорий населения, фонды производства, денежные ресурсы. Воздействия окружающей среды и управленческие решения задают темп изменения состояния моделируемой системы. На базе анализа знаний экспертов определяются все факторы, функционирующие в исследуемой системе, а также причинно-следственные связи среди них.
Модели системной динамики используются вместе с агентными моделями, которые описывают поведение социальных агентов. Агентное и имитационное моделирование являются новыми инновационными направлениями в формировании моделей сложных систем, которые состоят из автономных и независимых агентов. Агентом считается легко специфицируемый активный объект, который обладает параметрами социальности, автономности. Он делает свой выбор в окружающем мире на базе ментальных познаний о себе и окружающей действительности и соответствующих ему законов выработки решений.