Внедрение информационной системы — это процессы слияния программного продукта с финансовой и управленческой работой организации, которые требуют от исполнителей, занятых в проекте, наличия специализированных знаний, определённого опыта и требуемого подхода к осуществлению проекта.
Введение
Фактически во всех современных организациях можно заметить тесное слияние информационных технологий с процессами бизнеса, сопряжёнными с главным направление работы организации. По этой причине внедрение или модификация информационной системы превращается в серьёзное преобразование, которое часто затрагивает самые разные области функционирования организации. То есть, часто оно может стать сложным и довольно болезненным процессом. Но невзирая на эти аспекты, проблемы, появляющиеся при внедрении системы, сегодня хорошо известны, и на текущий момент сформированы эффективные способы их разрешения, соединённые в выработанных стандартах и методиках.
Внедрение информационной системы
Внедрение информационной системы является не только установкой программного обеспечения, а также комплексом непростых мер по реинжинирингу процессов бизнеса организации и модификации устанавливаемых программных продуктов, а также обучению работников организации работе с системой.
Информационная система является сложным комплексом разнообразных компонентов, взаимодействующих между собой и создающих требуемые пользователям свойства системы. Информационную систему необходимо воспринимать как общую инфраструктуру организации, используемую в процессе управления информационными потоками, потоками документации, которая включает в себя:
- Технологические компоненты, которые обеспечивают работу системы.
- Информационную модель конкретной сферы.
- Кадровые ресурсы, которые отвечают за выработку и модификацию информационной модели.
- Программное обеспечение.
- Кадровые ресурсы, которые отвечают за реализацию конфигурации программного комплекса.
- Аппаратное и техническое обеспечение.
- Эксплуатационные и технические кадровые ресурсы.
- Компоненты управления, которые обеспечивают организационные моменты эксплуатации системы.
- Регламентация развития информационной модели и правила её корректировки.
- Регламентация технической и потребительской поддержки программного комплекса.
- Регламентация корректировок программного комплекса и состава входящих в него модулей.
- Регламентация применения программного комплекса и инструкции пользователя.
- Регламентация обучения и сертификации потребителей.
Задачей внедрения информационных систем является адаптация и пуск в промышленную эксплуатацию всех вышеназванных компонентов. Эта задача считается очень сложной, что подтверждается и статистикой успешного внедрения информационных систем. Согласно итогам исследований компании StandishGroup, лишь двадцать шесть процентов от внедряемых проектов были завершены в установленные сроки, уложились в заданный бюджет и осуществили реализацию всех требуемых функций.
Источниками проблем при внедрении информационных систем являются самые разные моменты конкретных проектов, а также работы организации в целом. К таким аспектам могут быть отнесены:
- В организации не поставлен менеджмент.
- Присутствие необходимости в отдельной или повсеместной реорганизации архитектуры организации.
- Наличие необходимости в коррекции технологии бизнеса в самых разных направлениях.
- Негласное неприятие работниками организации внедрения системы.
- Возрастание нагрузок на работников организации в период внедрения системы.
- Наличие необходимости в создании высококвалифицированного коллектива, который занимается внедрением и сопровождением системы, а также поиск специалиста, достойного руководить этим коллективом.
Помимо этого, при внедрении системы присутствует необходимость в выработке единой стратегии организации в плане информационных технологий, позволяющей оптимально соединять развитие программного и аппаратного обеспечения системы вместе с перечнем необходимых работ по развитию уже имеющейся инфраструктуры информационных технологий в организации.
Существенная часть проблем, возникающих при внедрении информационной системы, связана с набором типичных ошибок, известных всем, но всё равно повторяющихся:
- Осуществление проектирования систем при отсутствии учёта стратегического развития бизнеса. Требуется отобразить структуру и размеры бизнеса примерно на три года вперёд.
- Несоблюдение принципа реализации системы «сверху-вниз» и, следовательно, нет информационной поддержки и восприятия решений по управлению в верхних эшелонах управления организацией.
- Непомерно большое увлечение реинжинирингом процессов бизнеса и часто несоответствующее их подчинение законам типовой функциональности основной системы управления ресурсами организации.
- Повсеместное изменение основной функциональности системы управления ресурсами организации.
- Нереально большие ожидания экономического эффекта от внедрения информационной системы, являющиеся следствием неправильных исходных оценок.
Но при этом, существующий опыт внедрения информационных систем говорит о присутствии определённой группы успешных факторов таких проектов, и, следовательно, имеется возможность реализации технологий успешного управления процессом внедрения информационных систем при учёте этих факторов.
Рациональные методы организации внедрения информационных систем описаны в различных стандартах (как международных, так и государственных, и корпоративных), именуемых методологиями внедрения.
Методологии внедрения информационных систем, как правило, формируются передовыми проектировщиками информационных систем при учёте особенностей их программных приложений, а также области их внедрения.