Спорт и компьютерные науки
Причина, по которой науки, связанные с компьютерной техникой, стали основным напарником спортивных наук, обоснована тем обстоятельством, что для применения имеющихся данных, моделирования, проведения анализа систем и тому подобного, необходим набор инструментов и методов, которые уже имеются и применяются в сфере компьютерных наук.
Применение компьютеров в спортивных дисциплинах началось в шестидесятых годах прошлого века, когда основной задачей был сбор и хранение информации о спорте. Были сформированы базы данных для хранения и передачи документов, статей и книг, которые содержали информацию, связанную со спортом. В середине семидесятых годов прошлого века была создана первая организация, занимающаяся спортивной информацией, которая называлась IASI (Международная ассоциация спортивной информации). Стали довольно часто собираться съезды и собрания для выработки стандартов и рационального оформления спортивных документов.
Так как в те времена эта сфера не настолько сильно зависела от компьютерных технологий, специалисты рассуждали о спортивной информации, а не о спортивной информатике. С появлением более мощных электронных вычислительных машин в середине семидесятых годов прошлого века, началась и фактическая история компьютерных наук в спортивных дисциплинах. Изначально в этой новой научной сфере основную роль выполняли статистические данные о биомеханике спортсменов, такие как разные силовые данные или показатели. Специалисты стали проводить анализ спортивных игр, собирать и рассматривать различные особенности, чтобы затем их объяснить. Затем, по мере совершенствования компьютерной техники, увеличения производительности процессоров, было разработано большое количество новых программ и методик, которые также вошли в компьютерные науки о спорте. Примерами могут служить моделирование, симуляция, распознавание образов, конструирование и выполнение анализа спортивных достижений. Другим итогом прогресса стало включение термина «компьютерные науки в спорте» в энциклопедию спортивной науки в 2004 году.
Основные направления исследований
Исследования в сфере компьютерных наук в спорте подтверждают их важность в качестве партнёра спортивной науки. Наиболее значимыми являются следующие концепции информационных технологий:
- Поиск, хранение и обработка информации.
- Формирование баз данных и построение экспертных систем.
- Построение моделей (на базе информационных технологий, математических моделей, биомеханических моделей).
- Построение симуляторов.
- Выполнение презентаций.
Исходя из вышеперечисленного, главные сферы исследований в области компьютерных наук в спорте это:
- Коучинг и тренировка
- Биомеханика.
- Спортивный инвентарь и технологии.
- Программное и аппаратное обеспечение компьютерных приложений в спорте.
Сегодня специалисты работают в этой сфере практически во всём мире, что демонстрирует прогресс и широкое применение компьютерных наук в спорте. С девяностых годов прошлого столетия возникло много новых национальных и интернациональных учреждений, которые занимаются темой спортивной информатики. Данные организации постоянно собирают семинары и конгрессы, чтобы обменяться информацией по различным темам, связанным со спортивной информатикой.
В Новой Зеландии и Австралии специалисты организовали группу MathSport ANZIAM (Австралийская и Новозеландская промышленная и прикладная математика), которая регулярно собирает семинары раз в два года, которые называются «Математика и компьютеры в спортивных конференциях». Среди главных тем на них рассматриваются математические модели и спортивное программное обеспечение, а также способы тренировок на базе информатики.
Европа тоже внесла свой большой вклад в развитие компьютерных наук в спорте. В 1997 году в Кёльне была проведена одна из первых международных конференций по применению в спорте компьютерных и информационных наук. Главная задача ее заключалась в продвижении в жизнь различных программных приложений, обмене мнениями, выдвижение новых идей по применению электронных вычислительных машин в спорте. После этого такие встречи стали регулярными и проводились в европейских странах раз в два года.
Ассоциация компьютерных наук в спорте в России
Чтобы активизировать взаимодействие специалистов в разных научных сферах применительно к спорту и сформировать междисциплинарную группу на базе методик информационных технологий и содействовать внедрению последних новшеств, в августе 2017 года было создано Российское общественное объединение представителей компьютерных наук в спорте. Оно получило название Межрегиональная общественная организация «Ассоциация компьютерных наук в спорте». Ассоциация объединила в своём составе 74 специалиста из десяти разных российских городов и некоторых зарубежных. Этими специалистами являются тренерский состав, учёные, инженеры, доктора, специалисты по информационным технологиям. Все они влюблены в спорт и неравнодушны к положению дел в российском спорте.
Целью работы Ассоциации является концентрация научных и практических возможностей её участников для создания набора научных направлений и формирования методов, которые обеспечат интеллектуальное, эффективное и безопасное занятие спортивными дисциплинами за счёт прогресса в области спортивной информатики.
Планировалось также создать базу для сотрудничества между разными дисциплинами в сфере использования методов математики, компьютерных наук и информационно-цифровых технологий в спорте. Главным направлением должно стать создание базы для научных обменов информацией и формирование канала, по которому будет реализовано продвижение научных достижений в массовый спорт и спорт высоких результатов.