Автоматизация учета успеваемости студентов — это реализация автоматизированной подсистемы учёта успеваемости, которая позволяет оперативно получить подробные информационные данные о текущей успеваемости студентов и вырабатывать управленческие решения с целью оптимизации учебных процессов.
Введение
Наиболее важным компонентом образовательного процесса принято считать контроль знаний и практических навыков учащихся. Его организация непосредственно оказывает влияние на эффективность работы системы управления учебными процессами в высших учебных заведениях (вузах). Для того, чтобы контроль стал достаточно надёжным эффективным, должны быть выполнены следующие условия:
- Контроль должен осуществляться планомерно и систематически, то есть выполняться согласно заданному плану учебного процесса.
- Контроль должен обладать объективностью, которая позволяет реально оценивать достоинства и недостатки учебной работы, включая учёт индивидуальных особенностей учащихся.
- Контроль обязан быть всесторонним, то есть в полной мере отражать фактический уровень владения учащимися пройденным учебным материалом.
- Контроль должен быть оптимальным с точки зрения затрат времени преподавателей и студентов.
Помимо этого, нынешние стандарты образования отражают формулирование итогов обучения в форме совокупности сформированных компетенций. То есть, все задания, которые выполняют студенты при обучении, обязаны служить выработке какой-нибудь компетенции и дальнейшей её оценке. Это означает, что следует учитывать итоги не только промежуточных и финальных аттестаций, но и вести учёт текущей успеваемости на протяжении всей программы обучения. Организовать такой учёт практически не представляется возможным без использования возможностей информационных технологий.
Автоматизация учета успеваемости студентов
Рассмотрим в качестве примера работу реальной программы по учёту текущей успеваемости студентов, которая является подсистемой единой информационной системы управления ВУЗом. Такая подсистема даёт возможность ведения учёта успеваемости студентов и их посещаемости, позволяет иметь оперативную, подробную информацию об их текущей успеваемости, что позволяет выработать правильные управленческие решения по оптимизации учебных процессов.
Программа учёта текущей успеваемости служит для автоматизации процессов текущей успеваемости обучающихся и даёт возможность преподавателям вырабатывать оценку промежуточной аттестации, осуществлять контроль посещаемости и исполнение заданий студентами, и, помимо этого, реализовать мониторинг рабочей программы курса.
Программа способна выполнять следующие операции:
- Отображать группы и предметы преподавателей.
- Осуществлять настройку предметов.
- Добавлять новые задания и настраивать имеющиеся задания для предметов и групп.
- Оценивать студентов по всем заданиям, установленным для учебной группы.
- Вести учёт посещаемости студентов.
- Осуществлять запись и сохранение информации в базе данных.
- Выполнять экспорт таблицы посещаемости, текущих данных по успеваемости и сводных ведомостей в программу Microsoft Office Excel.
Программа учёта текущей успеваемости обладает двухзвенной архитектурой, представленной на рисунке ниже:
Рисунок 1. Программа учёта текущей успеваемости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение двухзвенной архитектуры обусловлено необходимостью подразделения трёх главных элементов, а именно, уровня представления, уровня бизнес –логики и уровня доступа к данным, среди двух узлов, именуемых клиентским и серверным узлами.
База данных программы в серверной части выполнена на основе Microsoft SQL Server. Учёт текущей успеваемости студентов реализован при помощи следующих таблиц:
- Таблица настройки предметов (Setting Object).
- Таблица списка заданий (Task).
- Таблица исполнения заданий студентами (Quest).
- Таблица занятий (Visit).
- Таблица посещения занятий (Attendance).
В таблице «Setting Object» описаны настройки, и она сохраняет информационные данные об усвоении предмета. Эта таблица привязана к рабочей программе учебного курса, а также к заданной группе, преподавателям, дисциплине, учебному году и семестру. Все преподаватели могут решить, какой самый большой бал выставить за базовый курс, назначить дополнительные задания с их оценкой, вести учёт посещаемости в баллах. Помимо этого, можно оставлять комментарии к предметам, к примеру, что осваивается, итоговые цели предмета и другую информацию.
Таблица «Task» хранит информационные данные о заданиях по предметам, она также имеет связь с рабочей программой, поскольку комплекты заданий для различных учебных групп, предметов способны иметь отличия. Тут определяется к какому типу принадлежит задание, то есть к основному или дополнительному, а также самый большой балл за задание и сроки исполнения заданий.
В таблице «TypeTask» содержится информация о видах заданий, то есть это может быть тест, лабораторная работа, самостоятельная работа, контрольная работа и так далее.
В таблице «Quest» хранятся информационные данные о процессах исполнения заданий студентами. Таблица хранит информацию о задании, студенте, преподавателе, ставящем баллы за задание, дате оценки и информацию о теме индивидуальной работы, вариант заданий и тому подобное.
Таблица «Visit» содержит информацию о посещении занятий. Преподаватель может определить, какие делать отметки, то есть о посещении всех видов занятий или только о посещении выбранных им занятий. Кроме того, могут учитываться внеурочные занятия, к примеру, участие в конференциях и прочее.
В таблице «Attendance» хранится информация о пропуске занятий по отдельным предметам.
Главным инструментом, который обеспечивает исполнение логики правил, заданных в программе, выступают хранимые процедуры SQL-сервера. Пользователи не могут сами изменять структуру таблицы, они не имеют прав доступа к ним. Все операции с информационными данными выполняются при помощи процедур, которые выбирают или изменяют эти данные.