Виды информации
В автоматизированных информационных системах могут размещаться различные виды информации:
- полнотекстовые документы (записи);
- библиографические и фактографические данные (записи);
- графические данные;
- математические или численные данные (цифровые, табличные);
- справочные данные;
- мультимедийные данные.
Существуют узкоспециализированные АИС: банковские, бухгалтерские, системы поддержки принятия решений (СППР), АИС мониторинга (ИСМ), гибридные экспертные системы (ГЭС) и др.
Различают АИС по характеру использования информации:
- информационно-справочные,
- информационно-поисковые,
- справочные и поисково-справочные,
- информационно-решающие.
Следует отметить, что наиболее часто в различных областях жизнедеятельности людей используются справочные АИС, которые предоставляют абонентам или, в некоторых случаях, незарегистрированным пользователям возможность получить имеющиеся в системе данные, т.е. предоставляют информацию (примеры справочных систем: «экспресс-информация», «09», реклама и др.).
Поисково-справочные системы, которые предназначены для сбора, хранения и поиска информации справочного характера, часто используются в определенных областях знаний: юриспруденции, медицине, программировании и т.п.
Наиболее распространенный класс информационных систем – информационно-поисковые системы (ИПС), которые предназначены для введения, систематизации, хранения, выдачи информации по запросам пользователя без сложных преобразований данных.
Классификация ИСС
Автоматизированные информационно-справочные системы (ИСС) используются для сбора, хранения, поиска и выдачи в нужном потребителю виде информации, которая имеет справочный характер.
Выделяют виды ИСС по характеру работы с информацией:
- автоматизированные архивы (АА);
- автоматизированные справочники (АСп) и картотеки (AK);
- автоматизированные системы делопроизводства (АСД);
- автоматизированные системы ведения электронных карт местности и др.
Автоматизированные картотеки с библиографическими описаниями источников в библиотеках называются электронными каталогами.
При формировании ИСС используется технология баз данных и для их создания и работы, в основном, не нужна высокопроизводительные компьютерные технологии.
ИСС активно используются во всех сферах профессиональной деятельности в виду простоты их создания и высокого положительного эффекта применения.
Большое количество автоматизированных ИСС, которые нашли развитие в Интернете, основаны на использовании гипертекстовых документов и мультимедиа технологий.
Гипертекстовые ИСС относятся к гипертекстовым системам, которые позволяют пользователям с помощью гиперссылок находить необходимые документы, тексты, термины, документы или их фрагменты, графические и другие объекты.
Мультимедийные ИСС – совокупность логически связанных между собой текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов. Широко используются в Интернет/Интранет структурах и позволяют обеспечить доступ к базам данных на веб-страницах и веб-серверах.
Информационно-решающие системы (ИРС) предназначены для выполнения операций переработки информации по определенному алгоритму. Существует классификация ИРС по степени воздействия выработанной информации на процесс принятия решений, по которой они делятся на 2 класса: управляющие и советующие.
Управляющие ИРС предназначены для получения информации, на основании которой принимается решение, т.е. выходная информация в них является не советом, а управляющим действием на объект. Эти системы чаще всего применяются для задач расчетного характера и обработки больших объемов данных.
Советующие ИРС предназначены для получения информации, которая принимается человеком к сведению и не требует немедленных конкретных действий, т.е. они предоставляют варианты и оценки этих вариантов по различным критериям. Такие системы наделены более высокой степенью интеллекта и для них характерна обработка не данных, а знаний.
К ним также можно отнести аналитические информационные системы – такие автоматизированные ИС или их компоненты, которые ориентированы на анализ находящихся в них данных.
Часто их называют системами поддержки принятия решений, т.к. в большинстве случаев они предназначены для оказания помощи управляющему персоналу организации при принятии правильных и своевременных решений. В России их также называют информационно-аналитическими системами (ИАС).
Анализ данных осуществляется с помощью современных инструментов делового анализа данных. Так, при использовании ИАС мониторинга предприятий можно осуществить:
- сбор первичной информации о состоянии предприятия и организации;
- финансово-экономический анализ и мониторинг их текущего состояния и т.д.
В мировой практике используются термины деловой интеллект (Business Intelligence – BI) и бизнес-аналитика (Business Analytics – BA). Причем BI является базовой составляющей BA. С помощью этих понятий, которые являются разновидностями интеллектуального анализа данных (ИАД), объединяются различные средства и технологии анализа и обработки данных в рамках предприятия.
Интеллектуальный анализ данных является процессом поддержки принятия решений, который основан на поиске в данных скрытых закономерностей (шаблонов информации).
Инструменты интеллектуального анализа данных используют конечные пользователи (а не программисты) для доступа к информации, визуализации, выборки информации, произвольных отчетов, которые создаются управленцами, аналитиками, многомерного анализа и формирования предопределенных по форме и составу и др.
Создание ИАС, которые будут реально отвечать целям и задачам организаций, является довольно сложной задачей, которая включает основные этапы разработки: формирование концепции, проектирование, разработка, внедрение и сопровождение. Примером отечественной ИАС может быть инструментарий семантического анализа, навигации и поиска неструктурированных текстов TextAnalyst.
Корпоративные АИС являются системами для рабочих групп и ориентированы на крупные компании.
Корпоративная АИС – система, ограниченный круг участников которой определяет владелец или соглашение участников этой системы. Главной особенностью корпоративных АИС является обеспечение возможности доступа из любого подразделения корпорации к ее центральной или распределенной базе данных организации кроме доступа к информационному фонду рабочей группы.