История японской культуры
Островное положение страны её географические и климатические особенности, такие явления природы как частые тайфуны и землетрясения в значительной степени повлияли на культуру и менталитет японского народа. Японцы научились относиться к природе как к живому созданию, научились восхищаться её сиюминутной красотой. Эта национальная черта нашла своё выражение во многих видах японского искусства.
Термин «культура» носит общий характер и употребляется в таких областях, как учение, религия, искусство. В свою очередь эти области подразделяются на литературу, изящные искусства, музыку. Поэтому, когда речь идет о японской культуре как феномене общего характера, использовать обобщения достаточно затруднительно.
Культура страны восходящего солнца – это неповторимое и самобытное явление не только в общемировой культуре, но и в ряду других восточных культур. Её развитие шло непрерывно с $XI$ века. На протяжении многих веков Япония была закрытой страной, её связи сохранялись только с Китаем и Нидерландами. В период закрытости получает творческое развитие национальное своеобразие. За это время сформировалась богатейшая традиционная культура Японии, оказавшая влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, театра и литературы.
Формирование японской цивилизации происходило в результате сложных этнических контактов, а на рубеже средних веков японская культура только рождалась и ей была свойственна особенная чуткость к восприятию влияний других культур. Богиня солнца Аматэрасу дала своему внуку принцу Ниниги три очень важных вещи – священное зеркало Ята, священный меч Муракумо и священное яшмовое ожерелье Ясакани – так повествует древнейший памятник японского языка и литературы – «Кодзики». Это символы японского народа, японской культуры, японской государственности. Они, как священная эстафета доблести, знания, искусства передаются от поколения к поколению. Для японской культуры и искусства характерны три глубинных течения, живущих до настоящего времени.
Это три измерения японской духовности:
- Народная языческая религия японцев – синто – «путь небесных божеств»;
- Течение буддизма дзэн – наиболее влиятельное в Японии;
- «Путь воина» – бусидо. Это эстетика самурайства, искусство меча и смерти.
В чистом виде эти течения не выделяются, но, в какой-то мере определяют последовательность развития японской культуры. Во время формирования государства Ямато доминирующим был идейно-художественный комплекс, связанный с синто. Кроме этого он сохранил свои позиции и слился в $VIII$ веке с проникшим буддизмом. Проходили эти ранние века под знаком яшмы. В воинственной эпохе Ямато постепенно вызревая в ней, они вновь выступают как сложившаяся уже идейно-художественная система этика и эстетика бусидо. Это был рубеж $XII$-$XIII$ веков – культура под знаком меча.
Дальнейшее развитие и взаимодействие происходит в $XIII$ веке с буддийским махаянистским учением дзэн. Почти до $XX$ столетия дзэн и бусидо переплетались не только в идеологических, но и в художественных проявлениях и определяли японскую национальную культуру. Под знаком зеркала Ято происходит культивирование чайной церемонии – тядо, философского «сада камней» и ёмких трехстиший-размышлений хокку. Так древний миф о трех сокровищах был запрограммирован и осуществлен в тысячелетней эстафете японской культуры и искусства.
Японский театр
Любая ветвь искусства в японской культуре своими корнями уходит в глубину веков. В театральной культуре Японии особое место занимают драматические школы Но, Кабуки, Кёгэн. Японский театр, как утверждают специалисты по Японии, до настоящего времени сохранил элементы античной драмы и обогатился традициями Азии, Индии, Китая. Японский театр состоит не только из пантомимы Гигаку и танцев Бугаку. Этот мир сложен и многогранен и каждая тень имеет свой тайный и явный смысл. По каждому компоненту – мастерство актеров, традиционные танцы, музыка, декорации, грим, куклы – можно написать отдельную главу.
Вот некоторые виды традиционного театра Японии:
Театр Но, востребованный среди самураев и сёгуната Токугава, появился в $XIV$ веке. Это был театр для элиты японского общества, и простые граждане не могли его посещать. Не всем иностранцам понятно и доступно происходящее на сцене, даже малейшие нюансы могут иметь двойной подтекст. Оформление сцены и чувственность масок простое, но наполнено глубоким смыслом. Многие маски являются достоянием театра и передаются столетиями. Действие на сцене сопровождается пением хора под классическую музыку. Главное действующее лицо – ситэ – как бы рассказывает свою историю на архаичном, высоком языке. Действие может продолжаться несколько часов и включает, как правило, несколько пьес. Маски театра Но используются в разных пьесах и раскрывают разные сущности. Основную роль играет символизм движений актера и музыки. Главная задача представлений театра Но заключается в том, чтобы пробудить у зрителя интерес и воображение. Для этого сцену совсем необязательно оформлять, она может быть совершенно свободна от декораций. Обо всем, что должно произойти на сцене зрителям исполняет хор.
Театр Кёгэн. Это не только ровесник, но и соперник театра Но. Стилистика и содержание театров не похожи. Кёгэн является театром толпы, это незатейливая комедия, фарс. Испытания, выпавшие на долю этого театра, были выдержаны, и он остался верен традициям $XV$ века.
Театр Кабуки. Три китайских иероглифа из которых состоит иероглиф «Кабуки» означают «искусство пения и танца», но совсем не чуждыми будут и комические диалоги. С завоеванием популярности, представительницам прекрасного пола выступать в театре было запрещено. В связи с этим театру стали необходимы мужчины, исполняющие женские роли. В театре ставились в основном пьесы с исторической тематикой, по легендам, пьесы современной жизни, в которых была тема гуманности, верности, любви. С приходом хороших драматургов в период Эдо, Кабуки превратился в традиционную драму Японии. Весь период средневековья кабуки был важной частью духовной жизни японского народа. Театр выражал этические и эстетические идеалы времени.
Архитектура Японии
Японская архитектура, так или иначе, связана с религией, а синтоистские и буддийские культовые сооружения – святилища, храмы, монастыри – относятся к древнейшим архитектурным памятникам страны. Для японской архитектуры характерны ровные геометрические фигуры, чаще всего это треугольники и прямоугольники. Архитектурные сооружения не имеют плавных или округлых линий. Красота храмовых построек простых и практичных, не имеющих окраски и украшений, создается за счет цельного неокрашенного дерева.
С появлением буддизма постройки стали красить в яркие цвета, использовать украшения, пристраивать крытые помещения к главному сооружению святилища. Основным строительным материалом была древесина, потому что использование камня требовало больших усилий. Выбор дерева в качестве строительного материала во многом определялся климатом страны – жарким, влажным летом и сухой короткой зимой. Дерево меньше нагревается и меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и переносит частые землетрясения.
Большим плюсом было то, что деревянный дом можно быстро разобрать и снова собрать на новом месте. В жилых постройках использовался принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера. Помещения имели ячеистую планировку, которая использовалась очень широко. Самой маленькой единицей такого пространства была комната для чайной церемонии – Тясицу.
В традиционной японской архитектуре очень важным аспектом является взаимоотношения дома и окружающего пространства – обычно это сад. Говоря другими словами, в Японии отсутствует граница, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Между домом и садом обязательно есть транзитное пространство – веранда. Она сооружается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются промежуточным материалом между мягкими циновками внутреннего помещения и твердыми камнями сада.
Литература Японии
Письменные произведения Японии датируются $VIII$ веком, хотя литературная традиция страны считается древней и высокоразвитой. Японские произведения создавались на старокитайском языке, потому что литература Японии была под влиянием китайской литературы. В японской литературе известны письменные памятники «Кодзики» и «Нихон секи». Это собрания японских мифов и преданий о легендарных героях и деяниях богов. Мифы составляли в период Нара под эгидой императорского двора.
Расцвет прозы и поэзии произошел в период Хэйан – складываются в это время такие литературные жанры, как «моногатари» и «никки», что соответственно будет «сказание» и «дневник». «Гэндзи-моногатари» или «Повесть о Гэндзи», является шедевром этого жанра. Второй развивающийся жанр – «ута- моногатари». Это сказание в стихотворной форме, а примером может служить «Исэ-моногатари» или «Сказания Исэ». Во времена самураев популярностью и большой известностью пользуются «гунки-моногатари». Это военные хроники, рассказывающие о событиях и героях самурайских войн. Примером «гунки-моногатари» является «Сказание о доме Тайра» или «Хэйкэ-моногатари».
Японская поэзия в сокровищнице мировой литературы занимает особое место и является уникальным и интересным явлением. Жанром поэзии является нерифмованное, состоящее из 17 слогов, трехстишие – хокку (хайку). Его отличает свободное изложение, простота и изящество поэтического языка. Началом хокку является танка или короткая песня. Танка состоит из 31 слога и тоже является нерифмованным только пятистишием. Это древняя поэтическая форма, а структура такова, что предполагает возможность импровизации. Танка консервативная поэтическая форма, но это не мешает ей развиваться. Для японской поэзии характерны символы, имеющие особое значение.
Поэзия Японии поднимает над суетой обыденности, заставляет задуматься о красоте окружающей природы, её уникальности и неповторимости. Каждый миг жизни надо уметь наслаждаться этой красотой, уметь видеть её многообразие и великолепие.