Морской транспорт России: история возникновения
История российского морского транспорта началась с того, что по настоятельному повелению Петра I Боярская Дума 20 октября1696 года приняла указ о создании в государстве регулярного флота, в результате чего на государевой верфи в Архангельске с 1696 по 1701 г было заложено 6 трехпалубных торговых кораблей.
Однако борьба за возвращение русских земель, располагавшихся в устье Невы, и за выход к Балтийскому морю заставляла сосредотачивать внимание на развитие военно-морского флота. Когда эти задачи были решены, на первый план вновь вышла экономика. Развитие промышленности и сельского хозяйства обусловливало необходимость строительства все большего числа торговых судов и обустройства российских портов.
К 1913 году из всех портов России самым крупным по грузообороту (7,2 млн. тонн в год) и самым благоустроенным был Петербургский порт. Вторым по грузообороту был порт Одессы, за ней шли Николаев, Ростов, Новороссийск, Рига, Архангельск, Владивосток.
В экспорте преобладающими были хлебные, лесные грузы, руда и нефть.
Россия по внешнеторговому морскому грузообороту в 1916 г занимала пятое место в мире.
Российский морской флот в годы гражданской войны и интервенции сильно пострадал, поэтому молодая советская республика не только строила новые суда на своих верфях, но и закупала их за границей.
Доля экспортных товаров в грузообороте российских морских портов накануне войны, в 1940 г, составляла 9,9%, а импортных - 1,6%.
Удельный вес заграничных перевозок в это время сократился, что было вызвано ограничительными мерами в торговле со стороны капиталистических стран в отношении СССР.
Большой ущерб был нанесен морскому транспорту в годы Второй мировой войны – в портах 43% причального фронта, 47% перегрузочного оборудования, 54% складов было уничтожено. Советский Союз потерял 380 судов, грузоподъемность которых в общей сложности составляла 700 тыс. регистровых тонн.
После окончания Великой Отечественной войны страна в тяжелейших условиях приступила к восстановлению портов, и прежде всего - портов на Балтике, Черном и Азовском морях.
Современная Россия, имея огромную по протяженности береговую линию, совершенствует и развивает морское судоходство, которое имеет важнейшее значение для развития хозяйства страны.
Морской транспорт России и его современное состояние
Кроме судов к морскому транспорту относится портовая инфраструктура – порты со складами, хранилищами, базами обслуживания и др.
На сегодняшний день в Балтийском и Черном морях российские порты могут обеспечить только 60% необходимых перевозок. Из семи портов на западе России действуют только два – Санкт-Петербургский и Калининградский, который к тому же изолирован от основной части страны. Порты юга страны – Новороссийский и Туапсинский так же имеют ограниченные пропускные способности. Порты севера, находящиеся в суровых природных условиях, компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей других портов не могут.
Что касается тихоокеанского региона, то у него положение особое – открытый выход в океан, огромные запасы природных ресурсов, условия для развития прибрежной инфраструктуры, включая строительство новых портов и портпунктов, очень благоприятны.
С возвращением Крыма в свой состав Россия получила пять новых морских портов – Керчь, Севастополь, Феодосию, Евпаторию, Ялту.
По перевалке грузов Керчь и Севастополь имеют наиболее значительные мощности – на их долю в 2013 г приходилось почти 70% грузооборота портов Крымского полуострова. Динамика грузооборота в этом году была отрицательной, правда, исключение составил порт Евпатория, где наблюдался небольшой рост.
После присоединения Крыма к России оборот Азово-Черноморского бассейна увеличился больше, чем на треть.
На второе место уверенно вышел порт Усть-Луга, «отобравший» в 2016-2017 годах по 8 млн. тонн грузов у таллиннского и вентспилского портов. По размеру перевалки Усть-Луга больше трех портов Прибалтики вместе взятых – Риги, Вентспилса, Таллина. Из-за Усть-Луги порт Санкт-Петербург в немалой степени тоже теряет свою значимость.
В рейтинге портов в последние годы вверх поднялся порт Находка, да и весь дальневосточный район в целом.
Конкурентоспособность отечественного судостроения на сегодняшний день ограничивается рядом причин, среди которых:
- повышенная налоговая нагрузка;
- дорогие отечественные кредиты;
- несовершенный механизм залога судов;
- дороговизна импортных комплектующих.
География морских портов
Морские порты играют важную роль не только в обеспечении внешней торговли, они являются важными стратегическими объектами.
Большинство морских портов на сегодняшний день приватизированы и преобразованы в акционерные общества с последующей реорганизацией в коммерческие структуры.
Рисунок 1. География морского транспорта РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В черноморском бассейне вторым по значению является порт Новороссийск, находящийся на берегу глубоководной Цемесской бухты. Хотя бухта не замерзает, но подвергается в зимний период ураганным ветрам, дующим с северо-востока.
Крупный пассажирский порт и центр курортного района – Туапсе.
На Балтике самым крупным является Санкт-Петербургский порт, расположенный в устье реки Невы. Ещё в 1874 г здесь началось строительство Морского канала, потому что Невская губа имеет малую глубину. Канал прокладывали от Малого Кронштадтского рейда к устью Невы и открыли 15 мая 1885 г. Порт имеет причальный фронт для 50 морских судов и большое число пристаней для речных барж. Порт располагает пятью специализированными грузовыми районами, морским вокзалом, контейнерным терминалом.
Самым западным портом на Балтике является порт Калининград, находящийся в устье реки Преголя. После войны здесь создали крупнейший рыбный порт на Балтийском море.
В Ленинградской области, в 60 милях к северу от Санкт-Петербурга, располагается Выборгский порт. Порт находится на берегу Выборгского залива и имеет гавань, защищенную шхерами, 13 причалов, куда могут заходить суда с осадкой до 6 м.
Северные порты Мурманск, Архангельск – старейшие торговые и пассажирские порты.
В западном секторе Арктики находится порт Диксон – это основная база для снабжения судов и бункерная станция на Северном морском пути. Здесь к причалам могут швартоваться крупнотоннажные суда, но преобладают рейдовые грузовые операции. Диксон является грузовым и пассажирским портом.
На Енисее располагается крупный лесной порт Игарка.
Порт Дудинка, расположен между Игаркой и Диксоном.
В восточном секторе Арктики находится порт местного арктического каботажа Тикси, значение которого возрастает в результате освоения Восточной Сибири.
Крупнейшим на Дальнем Востоке является порт Владивосток, который был основан на берегу бухты Золотой Рог в 1860 г. Порт на 4-5 месяцев замерзает, но благодаря ледоколам навигация в нем круглогодичная.
После войны на Дальнем Востоке был построен порт Находка на берегу бухты под таким же названием. Вдоль бухты расположено 19 причалов, с глубиной 11,5 м.