Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Начальный курс физической географии

Цели обучения географии

Основная цель обучения географии вытекает из главной цели обучения и воспитания – формирование всесторонне развитой личности. В этом плане география хорошо выделяется среди других предметов и является единственным, в сферу рассмотрения, которого входят естественные, общественные, социальные объекты и явления. Исходя из этого, цели географии достаточно широки:

1.Очень важно раскрыть географическую картину мира, которая включает природу, население и хозяйство. Важно раскрыть понимание территориальных различий окружающего мира, объективность его характера и значения для жизни людей; 2. Выработать научные взгляды на взаимосвязь природы и объектов, на пространственные особенности этой взаимосвязи; 3. Воспитание нравственности, формирование широко взгляда на мир и любви к своей Великой Родине; 4. Раскрыть основы общественного производства, охраны природы и рационального природопользования с социально-экономической и естественнонаучной точки зрения.

Замечание 1

Известный российский географ В.П. Максаковский в такое понятие как «географическая культура» вводит следующие основные компоненты – географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии. Он считает, что эти компоненты как признаки одинаково важны и для специальной, и для массовой географической культуры.

Географическая культура современного человека и, в первую очередь, школьника, в широком её понимании, слагается из составных частей:

  1. Научное восприятие окружающего мира;
  2. Владение географическим языком – географические понятия, термины, названия;
  3. Развитое аналитическое (географическое) мышление с умением находить причинно-следственные связи;
  4. Развитые пространственные представления и умение «переложить» географическое знание на карту, умение ей пользоваться;
  5. Обязательная геоэкологическая образованность, экологическое сознание;
  6. Умение все географические знания использовать на практике, в повседневной жизни.
«Начальный курс физической географии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что изучает физическая география

Изучение географии начинается с начального курса физической географии. В этом начальном курсе впервые раскрываются понятия о природном комплексе, взаимосвязи его компонентов и его целостности. В курсе дается начальное представление о самом крупном природном комплексе Земли – географической оболочке и основных её составляющих – литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.

Развитие литосферы происходит под влиянием внешних и внутренних процессов. Важнейшая закономерность географической оболочки – круговорот всех веществ. Малый и большой круговорот воды связан со всеми оболочками, но ведущая роль принадлежит гидросфере. Изменение одного компонента географической оболочки приводит к изменениям всех её составляющих.

Замечание 2

Начальный курс физической географии, рассматривая общие географические понятия о целостности географической оболочки, закладывает фундамент для дальнейшего изучения географии. Курс содержит богатые возможности формирования научного мировоззрения. Именно в этом курсе начинает развиваться абстрактное мышление, закладываются основы экологического воспитания, бережного отношения к природе, к той среде, в которой живет человек. Начальный курс физической географии формирует многие умения, необходимые не только для наблюдения природных явлений, но и правильного поведения в природе.

В физической географии выделяется три раздела:

  1. Общее землеведение, рассматривающее общие закономерности в строении и развитии географической оболочки планеты;
  2. Физическая география материков и океанов, изучающая особенности природы крупнейших природных комплексов мира – материков и океанов;
  3. Ландшафтоведение. В сфере его изучения находятся геосистемы на региональном или локальном уровне.

Начальный курс этой очень интересной и важной науки рассматривается не только в школах в качестве обязательного предмета, но также в колледжах и университетах.

Методы обучения в географии

Любая наука, в том числе и география (в данном случае - физическая и экономическая), имеют свои методы исследования. Мы рассматриваем географию, которая изучается в учебных заведениях всех типов – школы, колледжи, вузы – речь идет о преподавании этой дисциплины, которое тоже имеет свои методы. В этом плане, по характеру познавательной деятельности, можно выделить следующие методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный. Метод дает возможность учителю, преподавателю передать учебную информацию с использованием наглядного пособия. На базе закладываемого запаса теоретических знаний позже можно организовать самостоятельную работу с аудиторией. Отрицательным моментом является то, что восприятие, осмысление, запоминание происходит пассивно со стороны обучающихся – школьников, студентов;
  2. Репродуктивный метод. При использовании этого метода чаще всего происходит закрепление знаний и формирование умений и навыков. Специально организованная система заданий позволяет организовать деятельность аудитории во время учебного процесса по многократному воспроизведению знаний и умений. В данном случае организуется и побуждается деятельность, логика действий определяется планом или инструкцией. Все действия выполняются по образцу, т.е. репродуцируются;
  3. Метод проблемного изложения. Цель этого метода заключается в том, чтобы показать, что путь к познанию, движение к истине, является сложным путем и продемонстрировать образец доказательного решения. Проблема ставится и четко формулируется, а также решается самим преподавателем. Учащиеся только следят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая, таким образом, образец научного рассуждения;
  4. Частично-поисковый метод. Главная его цель – обучить поиску решения проблемы или её отдельных этапов. Научить самостоятельному применению знаний и вести поиск новых. Безусловно, этот метод может применяться с опорой на уже имеющиеся знания и большую роль при этом играет эвристическая беседа – система логически взаимосвязанных вопросов, которые соединены таким образом, что каждый последующий вытекает из содержания ответа на предыдущий вопрос;
  5. Исследовательский метод. Это не что иное, как самостоятельное изучение нового материала. Технология применения метода выглядит следующим образом:
  • Наблюдение и изучение фактов;
  • Постановка проблемы;
  • Выдвижение гипотезы;
  • Создание плана решения;
  • Осуществление намеченного плана;
  • Формулировка результатов;
  • Проверка результатов;
  • Вывод о том, где можно применить результаты проведенного исследования.

    Данный метод в реальном учебном процессе используется очень редко, потому что требует больших затрат времени и хорошую подготовку учащихся к исследовательской работе через выполнение все усложняющихся заданий. Помимо хорошей подготовки к исследовательской работе необходима еще мотивация учащихся для включения в деятельность.

Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot