Цели обучения географии
Основная цель обучения географии вытекает из главной цели обучения и воспитания – формирование всесторонне развитой личности. В этом плане география хорошо выделяется среди других предметов и является единственным, в сферу рассмотрения, которого входят естественные, общественные, социальные объекты и явления. Исходя из этого, цели географии достаточно широки:
1.Очень важно раскрыть географическую картину мира, которая включает природу, население и хозяйство. Важно раскрыть понимание территориальных различий окружающего мира, объективность его характера и значения для жизни людей; 2. Выработать научные взгляды на взаимосвязь природы и объектов, на пространственные особенности этой взаимосвязи; 3. Воспитание нравственности, формирование широко взгляда на мир и любви к своей Великой Родине; 4. Раскрыть основы общественного производства, охраны природы и рационального природопользования с социально-экономической и естественнонаучной точки зрения.
Известный российский географ В.П. Максаковский в такое понятие как «географическая культура» вводит следующие основные компоненты – географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии. Он считает, что эти компоненты как признаки одинаково важны и для специальной, и для массовой географической культуры.
Географическая культура современного человека и, в первую очередь, школьника, в широком её понимании, слагается из составных частей:
- Научное восприятие окружающего мира;
- Владение географическим языком – географические понятия, термины, названия;
- Развитое аналитическое (географическое) мышление с умением находить причинно-следственные связи;
- Развитые пространственные представления и умение «переложить» географическое знание на карту, умение ей пользоваться;
- Обязательная геоэкологическая образованность, экологическое сознание;
- Умение все географические знания использовать на практике, в повседневной жизни.
Что изучает физическая география
Изучение географии начинается с начального курса физической географии. В этом начальном курсе впервые раскрываются понятия о природном комплексе, взаимосвязи его компонентов и его целостности. В курсе дается начальное представление о самом крупном природном комплексе Земли – географической оболочке и основных её составляющих – литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.
Развитие литосферы происходит под влиянием внешних и внутренних процессов. Важнейшая закономерность географической оболочки – круговорот всех веществ. Малый и большой круговорот воды связан со всеми оболочками, но ведущая роль принадлежит гидросфере. Изменение одного компонента географической оболочки приводит к изменениям всех её составляющих.
Начальный курс физической географии, рассматривая общие географические понятия о целостности географической оболочки, закладывает фундамент для дальнейшего изучения географии. Курс содержит богатые возможности формирования научного мировоззрения. Именно в этом курсе начинает развиваться абстрактное мышление, закладываются основы экологического воспитания, бережного отношения к природе, к той среде, в которой живет человек. Начальный курс физической географии формирует многие умения, необходимые не только для наблюдения природных явлений, но и правильного поведения в природе.
В физической географии выделяется три раздела:
- Общее землеведение, рассматривающее общие закономерности в строении и развитии географической оболочки планеты;
- Физическая география материков и океанов, изучающая особенности природы крупнейших природных комплексов мира – материков и океанов;
- Ландшафтоведение. В сфере его изучения находятся геосистемы на региональном или локальном уровне.
Начальный курс этой очень интересной и важной науки рассматривается не только в школах в качестве обязательного предмета, но также в колледжах и университетах.
Методы обучения в географии
Любая наука, в том числе и география (в данном случае - физическая и экономическая), имеют свои методы исследования. Мы рассматриваем географию, которая изучается в учебных заведениях всех типов – школы, колледжи, вузы – речь идет о преподавании этой дисциплины, которое тоже имеет свои методы. В этом плане, по характеру познавательной деятельности, можно выделить следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный. Метод дает возможность учителю, преподавателю передать учебную информацию с использованием наглядного пособия. На базе закладываемого запаса теоретических знаний позже можно организовать самостоятельную работу с аудиторией. Отрицательным моментом является то, что восприятие, осмысление, запоминание происходит пассивно со стороны обучающихся – школьников, студентов;
- Репродуктивный метод. При использовании этого метода чаще всего происходит закрепление знаний и формирование умений и навыков. Специально организованная система заданий позволяет организовать деятельность аудитории во время учебного процесса по многократному воспроизведению знаний и умений. В данном случае организуется и побуждается деятельность, логика действий определяется планом или инструкцией. Все действия выполняются по образцу, т.е. репродуцируются;
- Метод проблемного изложения. Цель этого метода заключается в том, чтобы показать, что путь к познанию, движение к истине, является сложным путем и продемонстрировать образец доказательного решения. Проблема ставится и четко формулируется, а также решается самим преподавателем. Учащиеся только следят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая, таким образом, образец научного рассуждения;
- Частично-поисковый метод. Главная его цель – обучить поиску решения проблемы или её отдельных этапов. Научить самостоятельному применению знаний и вести поиск новых. Безусловно, этот метод может применяться с опорой на уже имеющиеся знания и большую роль при этом играет эвристическая беседа – система логически взаимосвязанных вопросов, которые соединены таким образом, что каждый последующий вытекает из содержания ответа на предыдущий вопрос;
- Исследовательский метод. Это не что иное, как самостоятельное изучение нового материала. Технология применения метода выглядит следующим образом:
- Наблюдение и изучение фактов;
- Постановка проблемы;
- Выдвижение гипотезы;
- Создание плана решения;
- Осуществление намеченного плана;
- Формулировка результатов;
- Проверка результатов;
-
Вывод о том, где можно применить результаты проведенного исследования.
Данный метод в реальном учебном процессе используется очень редко, потому что требует больших затрат времени и хорошую подготовку учащихся к исследовательской работе через выполнение все усложняющихся заданий. Помимо хорошей подготовки к исследовательской работе необходима еще мотивация учащихся для включения в деятельность.