Морские пути
Морские пути – это пути следования судов между морскими портами.
Особенностью морских путей является то, что они не требуют затрат на строительство, эксплуатацию и ремонт, потому что являются естественными, т.е. созданными природой. Морские и океанские просторы дают возможность плавания любому количеству судов. Морские пути имеют неограниченную пропускную способность и часто бывают короче сухопутных маршрутов. Например, по железной дороге расстояние от Баку до Красноводска составляет 5769 км, а по морю всего 340 км.
Однако эксплуатация морских путей зависит от природных условий, поскольку навигация не везде одинакова, а это приводит к простою флота и скоплению грузов в портах.
Иногда морские пути спрямляют и укорачивают при помощи искусственных каналов, например, путь из Балтийского моря в Северное сократился на 685 км при помощи Кильского канала.
Там, где возможно, морской путь прокладывают через проливы.
Морские пути далеко не равнозначны для торгового мореплавания, поэтому выделяют несколько их видов:
- океанские пути, пролегающие в водах океана – это международные пути;
- региональные пути проходят в ограниченных морских бассейнах между портами разных стран;
- каботажные пути проходят между портами одной страны.
Из всех видов морских путей ведущее место принадлежит международным морским путям.
Что касается Мирового океана, то морские пути размещаются в них неравномерно, густую сеть они образуют в немногих районах океана.
Расположение морских трасс зависит от природных и социально-экономических факторов. Если первые факторы связаны с изрезанностью береговой линии, наличием каналов, проливов, гидрометеорологических условий, то вторые факторы предполагают географическое положение и хозяйственную специализацию стран, обеспеченность ресурсами и отношения с другими странами.
Во времени география морских путей имеет особенность изменяться и причин для этого достаточно – это и темпы развития, как стран, так и целых регионов, международная обстановка, политические отношения между странами, культурный и технический обмен, совершенствование морского флота и др.
Существуют две организационные формы, сложившиеся в судоходстве исторически – линейная и трамповая. Линейная форма судоходства предполагает регулярные рейсы судов между портами по расписанию. Обслуживает данный вид около 800 линий с занятостью до 30% сухогрузного флота. Трамповое судоходство определяется специальными договорами, по которым идут одиночные рейсы, а направления их переменные.
Линейное судоходство считается более совершенным, потому что дает возможность использовать суда значительно рациональнее.
Транспортное районирование океана
Районирование океана необходимо, исходя из разнообразия природных условий и ресурсов, содержащихся в нем, однако представляет собой сложную теоретическую задачу.
Транспортное районирование, по мнению С.В. Михайлова, распространяется на водные пространства Мирового океана, а основными его критериями являются густота сети морских и воздушных путей сообщения, а также объемы грузо - и пассажироперевозок. Недостаток первого критерия состоит в том, что при определенных количественных показателях понятие «густота сети морских путей» будет довольно трудной и расплывчатой характеристикой.
Транспортное районирование имеет свою особенность, суть которой состоит в том, что причины развития транспортного района находятся на берегу, где происходит зарождение грузовых и пассажирских потоков. Именно берег определяет объемы перевозок в той или иной части океана.
Учитывая общие и специфические районообразующие факторы, С.В. Михайлов выделил в Мировом океане четыре транспортных района:
- Транспортный район Атлантического океана занимает акваторию между 60-й северной параллелью и 30-й южной. Для этого пространства характерными являются благоприятные навигационные условия – это незамерзаемость океана и небольшая протяженность морских путей. Данное водное пространство связывает берега Западной Европы и Америки, вдоль американского, африканского и европейского побережий проходят меридиональные трассы. Между портами Европы и Северной Америки в грузопотоках преобладает нефть, руда, каменный уголь, генеральные грузы. Пассажиры перевозятся в основном по воздушным линиям, совпадающим с океанскими путями;
- Транспортный район Тихого океана ограничен 40-й северной параллелью и 50-й южной. Эта область океана не замерзает, но судоходство осложнено тайфунами, а морские пути имеют большую протяженность. Этот транспортный район связывает азиатские и японские берега с американскими и австралийскими, а в грузопотоках идет нефть в Японию, металл и промышленные изделия из США в Китай и Юго-Восточную Азию. В обратном направлении идет приборы и оборудование из Японии и сырье из Юго-Восточной Азии. Пассажирские перевозки осуществляются воздушным транспортом;
- Транспортный район Индийского океана пролегает между 15-й северной параллелью и 45-й южной. В районе благоприятные навигационные условия и большая доля транзитных путей, идущих из Атлантики в Тихий океан. Часть путей проходит через Суэцкий канал, другая часть идет через Африку. В районе проходят и трансокеанские маршруты из Африки в Индию, Австралию, Индонезию и обратно. Более интенсивной является северная часть Индийского транспортного района. В экспортных грузопотоках есть нефть, каучук, джут, чай, рис, руды цветных металлов. В импорте преобладают промышленные товары. Отличительная особенность этого транспортного района связана с тем, что пассажирские перевозки занимают сравнительно большое место на местных линиях;
- Промежуточное положение между Атлантикой и Индийским океаном занимает район Персидского залива и Средиземного моря, который специализируется на нефтяном профиле перевозок. Направление здесь одностороннее – отправителями грузов являются порты Персидского залива, а получателями – порты Средиземного моря и Атлантики.
Классификация морского пространства
Согласно международно-правовой точке зрения пространства морей и океанов могут находиться под суверенитетом различных государств и составлять их территорию, а также пространства, на которые суверенитет государств не распространяется.
Страна, имеющая морское побережье, в состав своей территории включает часть моря, расположенного у её берегов.
Страны-архипелаги включают архипелажные воды, находящиеся между островами внутри архипелага. Это всё небольшие части Мирового океана, огромные пространства которого находятся за пределами стран и в состав территории не входят, они имеют иной правовой статус.
Проливы, которые используются для международного судоходства, представляют собой отдельный вид морских пространств. Воды проливов имеют различные правовые режимы и различный правовой статус. Данный подход в своей основе опирается на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.
Внутренние морские воды являются частью территории государства и располагаются между внутренней границей территориального моря и сушей страны. Территориальное море имеет ширину 12 морских миль и примыкает к сухопутной территории страны. Всё, что находится в территориальном море и воздушное пространство над ним находится под суверенитетом прибрежного государства. Однако иностранные суда в мирных целях имеют право прохода через территориальное море. Суда во время прохода должны соблюдать правила прибрежного государства.
Особый режим устанавливается для прохода по трассам Северного морского пути, который рассматривается как единая национальная транспортная коммуникация РФ.
Рисунок 1. География морских путей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
За пределами территориального моря находится прилежащая зона, её внешняя граница не более 24 морских миль и отсчитывается от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В этой зоне государство осуществляет контроль с целью предотвращения всех видов нарушений.
К территориальному морю прилегает исключительная экономическая зона, включающая воды, морское дно и недра, ширина этой зоны 200 морских миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий. Данная зона является частью открытого моря, в которой прибрежные страны пользуются суверенными правами, определенными международным правом.