Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

География дорог

Классификация и назначение дорог

Наличие дорожного сообщения играет большую роль в развитии стран, причем наличие дорог хорошего качества.

Проходимость дорог и уровень их качества имеют специально разработанный список определенных требований.

Дороги, которые наиболее полно отвечают разработанным критериям, могут принимать транспортные потоки большой сложности. Такие дороги способствуют доставке грузов во всех направлениях, а также пассажиров, причем на любые расстояния.

Современные автодороги относятся к сложным техническим сооружениям, для которых специально выделяется участок местности – это так называемая полоса отвода. На этих участках обустраивается проезжая часть для передвижения транспортных средств.

Для удобного и безопасного движения, повышения пропускной способности все виды дорог оснащают твердым покрытием, к которому относится асфальт, бетон, и другие строительные материалы.

Если дорога имеет однорядное движение, то её проезжая часть должна иметь ширину не менее 7 м.

С обеих сторон от проезжей части есть неширокие полосы, которые используются как дополнительная площадь, они не имеют твердого покрытия и не входят в дорожное полотно. Здесь проходят объездные пути, велосипедные дорожки. Отводится эта часть дороги для движения тракторов и гужевого транспорта.

В состав дорожного полотна, с левой и правой стороны входят две обочины, они являются дополнительными полосами и служат как для случайного, так и для вынужденного съезда с основной дороги. Использоваться они могут при разъездах транспорта или ремонте дорожного покрытия.

Обочины дорог разных видов имеют разную ширину от 2 до 3,75 м.

Чтобы стекала дождевая и талая вода устраиваются кюветы по обеим сторонам дороги. Глубина кюветов от 0,3 до 1,0 м.

Для разных стран мира характерны разнообразные критерии оценивания дорог, но, их можно обобщить, и тогда получится примерный перечень:

  • Е – путепроводы, имеющие европейское значение;
  • М – дороги федерального значения;
  • Р – дороги, соединяющие административные центры;
  • А – федеральные и региональные дороги;
  • К – дороги регионального значения;
  • Н – дороги местного подчинения.
«География дорог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме этого дороги классифицируются по ширине покрытия, по количеству полос, по принципу пересечения с дорогами других видов, по разделительной полосе и др.

Наличие разделительной полосы говорит о том, является ли эта дорога действующей, сколько раз пересекается она с другими, каким образом налажено регулирование движения, сколько дорога имеет поворотов и др.

В основе классификации дорог лежит принцип доступа к ним. С этой позиции выделяются дороги 3-х классов:

  1. автомагистрали;
  2. скоростные шоссе;
  3. обычные дороги.

В зависимости от географического положения дороги подразделяются на подклассы:

  1. дороги районные;
  2. дороги областные;
  3. территориальные;
  4. региональные;
  5. дороги национальные;
  6. дороги международного сообщения.
Замечание 1

В принципе это условное деление, а на практике деление довольно сложное, потому что у каждой страны свои категории и признаки деления. В России пять категорий дорог, а на Украине их всего четыре.

География автомобильных дорог России

Протяженность российских автодорог составляет 945 тыс. км – это длина всех шоссейных дорог общего пользования и ведомственных дорог, причем большая их часть имеет твердое покрытие.

Однако протяженность автодорог, соответствующая техническому уровню, значительно меньше.

В России в 1817-1834 гг. была построена первая дорога с твердым покрытием Москва-Санкт-Петербург. В то время железнодорожной магистрали между городами ещё не было.

Автомобильные дороги в России начали строиться с пуском первых отечественных автозаводов, и особенно бурное их строительство началось в 60-70-е годы.

К строительству дорог высокого технического уровня с транспортными развязками, так называемых автобанов, приступили в 80-е годы – это трассы, например, Москва-Симферополь, Москва-Рига и др.

Темпы строительства автобанов были очень низкие, в год всего несколько десятков километров.

Более половины от всей автодорожной сети, а это 62%, составляют автодороги общего пользования, остальные дороги относятся к ведомственным.

Автомобильные дороги страны проложены параллельно железнодорожным магистралям.

Самым крупным транспортным узлом России является Москва, от кольцевой дороги которой расходятся лучами 12 крупных автомагистралей, среди них Москва-Санкт-Петербург, Москва-Рига, Москва-Харьков-Симферополь-Ялта, Москва-Волгоград-Астрахань и др.

Второй крупный транспортный узел страны – Санкт-Петербург, от которого автомагистрали идут на север к Мурманску, на юг к Одессе, на запад к Калининграду.

На востоке страны плотность автодорог значительно ниже. Большое значение здесь имеют Амуро-Якутский тракт, соединяющий Якутию с другими районами, Ангаро-Ленский, соединяющий верховья Лены с Сибирской магистралью, Чуйский и Кяхтинский тракты, связывающие Россию с Монголией.

Колымское шоссе между Магаданом и Якутском, автомагистрали Хабаровск-Владивосток и др.

Различия в размещении автодорожной сети между регионами страны, особенно с твердым покрытием, очень большие, а между европейской и азиатской частями достигают сотни раз.

Средняя густота автодорог 440 км на 10 000 км. кв.

По сравнению с другими путями сообщения автодороги в большей степени обеспечивают перевозки пассажиров.

При развитии сети дорог общего пользования с твердым покрытием необходимо доводить их до каждого населенного пункта. Это не только из социальных соображений, но ещё и как обязательное условие ликвидации экономических потерь от бездорожья.

При развитии сети дорог общего пользования это условие необходимо рассматривать как одно из основных. Развитие сети автомобильных дорог России включает задачу увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием.

Самые опасные дороги мира

Никто не будет спорить с тем, что автомобиль является самым удобным и экономичным видом транспорта, но он должен быть ещё и безопасным.

Безусловно, безопасность будет зависеть не только от профессионализма водителя, от выполнения требований движения по трассе, но, в большей степени, от качества автомобильной дороги.

Сегодня в мире существуют и, более того, используются очень опасные дороги, которые в привычном понимании этого слова трудно назвать «дорогой».

Из самых опасных дорог мира на первом месте находится шоссе Юнгас в Боливии, получившее название «Дорога смерти».

«Дорога смерти». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. «Дорога смерти». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На 70-ти километровом участке этой дороги каждый год разбивается более 25 машин и погибает до 200 человек. Дорога узкая и извилистая с крутыми склонами и скользким покрытием. Это единственная дорога, которая соединяет столицу с Северной Боливией, поэтому она и сегодня находится в эксплуатации.

Не менее опасной является туннель Гуоллян в Китае.

Туннель Гуоллян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Туннель Гуоллян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Местные жители называют её дорогой, не прощающей ошибок. Она вручную высечена в скале и является единственным связующим звеном местной деревни с внешним миром. Дорогу строили в течение 5-ти лет, и многие жители деревни погибли во время строительства. На этом участке в 1977 г китайские власти пробили туннель, протяженностью 1200 м для автомобильного движения.

Самой изолированной трассой в мире и самой заснеженной является трасса Далтон Хайвей на Аляске. Трасса существует для перевозки строительных материалов, и первая машина проехала по ней в 1974 г. Протяженность дороги 666 км, на протяжении которых находятся три маленьких поселка, где проживает соответственно 10, 22, 25 человек. Если машина на этой трассе сломается, то никому не позавидуешь.

Среди горного хребта Гималаев в Индии расположена дорога Лех-Манали, протяженностью 500 км. Дорога была построена индийской армией через самые высокие горные перевалы, некоторые находятся на высоте 4850 м.

Дорога Лех-Манали. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Дорога Лех-Манали. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сложный ландшафт, частые оползни и сильные снегопады ждут здесь проезжающих.

Это далеко не все опасные дороги, их немало и всеми пользуются люди для передвижения.

В Мексике такая дорога называется «Хребет дьявола», в России – Федеральная автомобильная дорога М56 Лена, на Филиппинах – автомагистраль Халсема, в Норвегии – Лестница троллей и многие другие.

Дата последнего обновления статьи: 18.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot