Этнический состав Российской Федерации
Этнический состав населения – это социально-демографическая характеристика населения страны, которая описывает распределение населения по национальной принадлежности.
Российская Федерация является многонациональным государством. На территории страны проживают представители более 160 национальностей. Количество представителей 7 национальностей превышает 1 миллион. Основными по численности народами, проживающими в Российской Федерации являются
- Русские (80 %).
- Украинцы (3 %).
- Татары (3,8 %).
- Армяне (0,4 %).
- Чуваши (более 1,2 %).
- Башкиры (около 1%).
- Чеченцы (0,6 %).
Русское население преобладает почти во всех регионах страны, за исключением кавказских республик, а также республик Татарстан, Тыва, Калмыкия, Чувашия, Алтай, Марий Эл и Удмуртия.
По численности населения наша страна занимает 9 место в мире (после Китая, Индии, Соединенных Штатов Америки, Индонезии, Пакистана, Бразилии, Нигерии и Бангладеша), а вот по плотности населения, несмотря на его общую численность, находится на 181 месте (плотность населения менее 9 человек на квадратный километр). Около 25 % населения проживает в самых крупных городах страны - Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Новосибирск, Уфа, Казань, Пермь, Челябинск, Самара, Омск и Нижний Новгород.
Татары и башкиры - одни из самых многочисленных народов, проживающих на территории РФ и исповедующих ислам . Чуваши - тюркский народ, численность которого около 2 миллионов. На территории Кавказа живут представители абхазо-адыгейской группы, к которым относятся кабардинцы, адыги и черкесы, а также народы нехско-дагестанской группы - чеченцы, лезгины, ингуши и аварцы. В Сибири проживают алтайцы, якуты и хакасы. Кроме перечисленных групп в России проживают финно-угорские народы: коми, финны, карелы и саамы. На севере страны живут марийцы и мордва, в Поволжье ханты и манси, на крайнем Севере ненцы, в Восточной Сибири эвенки, а на Чукотке чукчи.
Каждый из народов стремится к тому, чтобы сохранить свои традиции и родной язык и большинству это пока удается.
Национальные проблемы Российской Федерации
В современной России проблемы национальной политики являются одними из основных. К проблемам страны в сфере национальных отношений относятся:
- Достижение и поддержка мира на Северном Кавказе.
- Обеспечение правовой и политической защиты представителей малочисленных национальностей, особенно северных народов.
- Развитие федеративных отношений при при обеспечении самостоятельность субъектов страны.
Еще одной национальной проблемой является обостренное национальное самосознание , нетерпимость по отношению к нарушению национального равноправия. Основная причина возникновения межнациональных конфликтов - столкновение и расхождение интересов субъектов межнациональных отношений. Данный конфликт может возникнуть из-за несвоевременного и непоследовательного разрешения этих противоречий. С целью решения проблем межнациональных отношений заключаются многочисленные договора и соглашения, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий, а также взаимного делегирования полномочий между участниками соглашения или договора. Абсолютно каждое государство должно воздерживаться от угроз применения силы в международных отношениях, направленной против территориальной целостности или политической независимости любой страны, противоречащие принципам Организации Объединенных Наций.
Организация Объединенных Наций – это международная организация (созданная в 1945 году), основная цель деятельности которой заключается в поддержании и укреплении мира, а также экономико-социального прогресса во всех странах.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации заключается в том, что по отношению к представителям малочисленных народностей на первый план выступают проблемы сохранения культуры и языка, а также социальные проблемы, которые должны решаться на основе специальных государственных программ. В настоящее время государством делаются первые шаги, направленные на создание и развитие институтов национально-культурной автономии. Это позволит гражданам страны (принадлежащим к разным народностям) решать вопросы в области развития и сохранения самобытности, культуры, образования, языка и традиций.
Еще одним элементом государственной политики страны в национальных отношениях является поддержка со стороны государства гражданам, находящимся за границей. Цель заключается в решении задачи по созданию условий для свободного передвижения людей посредством международных соглашений и договоренностей. Также составляющей политики национальных отношений в Российской Федерации является национально-языковая политика, так как язык представляет собой основу творчества и жизнедеятельности людей. Государством взяты на себя обязательства по сохранению суверенитета языка каждого народа страны, вне зависимости от его численности, правового положения, а также вне зависимости от происхождения и имущественного положения его представителей. При этом русский язык - основной инструмент межнационального общения между представителями разных народностей. На территории страны недопустимы пренебрежительные действий по отношению к любому языку, а также создание для него привилегий и ограничений, которые противоречат конституционным принципам и законодательству Российской Федерации о языках народов страны.
Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики “О языках народов страны” от 1991 года под номером 50, охватывает сферы языкового общения, которые подлежат правовому регулированию, и при этом не устанавливает нормы или требования использования языков Российской Федерации в неофициальных межличностных отношениях и в деятельности религиозных и общественных организаций.