Природно-ресурсный потенциал Арктики
Арктика – малодоступная и слабозаселенная часть планеты, которая в течение длительного времени не представляла для человека какой-либо практической ценности. Её экстремальные условия не дают возможности для экономической деятельности.
Так было, а сегодня Россия начала активное хозяйственное освоение своих северных территорий, имеющих огромную протяженность.
Освоение связано с добычей углеводородов, освоением Северного морского пути, который становится альтернативой традиционным маршрутам из стран Европы в Азию.
Ресурсы Арктики далеко ещё не изучены и не все открыты, но специалисты оценивают общую их стоимость в 30 трлн. долларов.
Продукция, которую производит арктический регион, обеспечивает 11% национального дохода страны и 22% объема общероссийского экспорта.
Сама судьба и природа предоставили России возможность в освоении этой территории играть ведущую роль.
Арктический шельф России можно сравнить с золотым дном, богатым углеводородными ресурсами. На шельфе России открыто 20 крупных провинций и бассейнов нефти и газа, причем, запасы 10 провинций доказаны.
В этом регионе находятся крупнейшие арктические осадочные бассейны – Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, Восточно-Сибирский, Чукотский.
Около 94% общего арктического объема природных ресурсов сосредоточено в западной части.
Вообще, особенностью этого региона является то, что он содержит в себе практически все виды природных ресурсов.
Рисунок 1. Размещение месторождений в российской Арктике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из всех арктических регионов российский арктический регион относится к самым разработанным и включает залежи угля, меди, никеля, золота, урана, вольфрама, алмазов.
В арктическом секторе Северной Америки залегает уран, медь, никель, железо, нефть и газ.
Неразведанные запасы полезных ископаемых остаются в восточной части и относятся к категории предполагаемых или условных.
Если говорить о перспективах развития Северного морского пути, то важно иметь в виду следующие обстоятельства:
- В предстоящее десятилетие ожидается стремительный рост объемов евроазиатских перевозок, а рост объемов производства на 1% влечет рост объемов транспортной составляющей;
- Транспортировка грузов по Северному морскому пути в 1,5 раза быстрее традиционного маршрута через Суэцкий канал, сокращает длительность на 10 суток, позволяет экономить огромное количество топлива – это с одной стороны, а с другой стороны – стремительное экономическое развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона несет в бюджет России немалые доходы;
- Использование странами российского Северного морского пути решает проблему пиратства в Аденском заливе, поскольку судовладельцы терпят огромные издержки на содержание военных кораблей при сопровождении грузов.
Уменьшение постоянного ледяного покрова в Северном Ледовитом океане, в связи с глобальным потеплением, повышает интерес стран к океаническим ресурсам региона.
Экономика Арктики
Президент Российской Федерации 18 сентября 2008 г. утвердил Стратегию развития арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности. Стратегия разработана на период до 2020 г.
Одна из причин заключается в том, что экономика арктических территорий оказывает усиливающееся воздействие на экономику страны в целом.
Не существует альтернативы профильной продукции Севера в смысле возможного производства этой продукции в других регионах страны или закупки по импорту.
Отрасли экономики и отрасли социальной сферы без тех ресурсов, которые добываются в зоне Арктики, функционировать не могут – это с одной стороны, а с другой стороны – освоение арктических месторождений вязано с множеством проблем и требует немалых инвестиций.
Кроме этого, развитие арктического сектора является фактором национальной безопасности России.
Социально-экономическое развитие региона характеризуется рисками и угрозами в социальной сфере:
- прежде всего, это отток трудовых ресурсов в южные районы, особенно кадров высокой квалификации;
- диспропорции в социальной обслуживании населения и динамикой его расселения, катастрофическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства, слабая обеспеченность питьевой водой;
- отсутствие системы подготовки кадров, дефицит инженерных профессий, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов;
- коренное малочисленное население Арктической зоны России характеризуется низким качеством жизни.
В экономической сфере Арктического региона есть свои риски, связанные с разведкой и освоением нефтегазоносных месторождений:
- Здесь не хватает современных технических средств и технологий, а иногда они просто отсутствуют, основные фонды транспортной, промышленной, энергетической инфраструктуры довольно изношены, не хватает средств малой авиации, ледокольный флот стареет;
- Существуют большие издержки северного производства при высокой энергоемкости и низкой эффективности добычи, отсутствуют компенсационные эффективные механизмы;
- Экономическое развитие характеризуется большим дисбалансом территорий, а мореплавание недостаточно обеспечено навигационно-гидрографическим оборудованием;
- К сожалению, велика зависимость от иностранных источников и средств информационного обеспечения;
- В пределах российской Арктической зоны отсутствует современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура для оказания услуг связи населению и хозяйствующим субъектам;
- Нерациональная структура генерирующих мощностей и неразвитость энергетической системы, высокая стоимость транспортировки электрической энергии.
Кроме этого существуют риски в научной и технологической сферах, где отмечается дефицит технических средств по изучению арктического пространства, и недостаточная готовность на инновационный путь развития.
Есть риски и в сфере природопользования и охраны окружающей среды, связанные с увеличивающейся антропогенной нагрузкой.
Для России является очень важным решение социально-экономических проблем Арктической зоны, поскольку на современном этапе это основа обеспечения безопасности страны.
Арктическая экономика привлекает внешний мир уникальными природными ресурсами, а также огромными свободными территориями. Для нескольких миллионов людей, живущих в этой зоне, она является гарантией достойной и безопасной жизни в экстремальных природных условиях.
Модели арктической экономики
За те 70 лет, в течение которых человек активно осваивает арктическое пространство, сложилось несколько моделей арктической экономики – американская, канадская, российская, европейская.
Первые три модели связаны с федеративными государствами и предполагают совместное вовлечение во многие экономические вопросы федеральные и региональные уровни власти.
Европейская модель характерна для унитарных государств – Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, Норвегии, в которых ответственность за развитие арктической зоны лежит на центральной власти.
Американская модель арктической экономики охватывает штат Аляску, которая среди всех трех федераций имеет минимальное широтное простирание. Созданная здесь модель арктической экономики самая децентрализованная, наименее огосударствленная.
Освоение Аляски явилось продолжением традиций фронтирного проникновения на Дикий Запад.
Говоря другими словами, базой освоения была энергия свободного предпринимательства искателей золота, а не принуждение государства. Региональные власти здесь имеют максимальные полномочия в правах собственности и управления ценными природными ресурсами.
Канадская модель арктической экономики является огосударствленной и централизованной моделью, характеризуемой кооперативностью и предельной локальной трансфертностью. Здесь в полярную зону входят Северо-Западные территории, Юкон, Нунавут, часть провинции Лабрадор с сотнями поселений.
На первом месте стоят социальные критерии и цели, поэтому много времени расходуется на то, чтобы прийти к бесконфликтному решению с коренными народами проблем земельных претензий.
Партнерское взаимодействие властей – государства и коренных народов Севера, ресурсных корпораций и государства, ресурсных агентств и коренных народов, доведено до абсолюта.
Подчеркивается преемственность национальной политики по отношению к коренным народам.
Европейская модель характеризовалась определенной закрытостью, потому что испытывала в Северной Атлантике воздействие военной конфронтации сверхдержав.
В экономике доминирующее влияние имели расходы на военно-морские базы и военный сектор в целом. Сегодня положение изменилось – определяющую роль в управлении экономикой этих территорий имеют центральные власти.
Унитарная модель обеспечивает интересы коренных народов тем, что создает центральные органы законодательной власти аборигенов с предоставлением значительных государственных субсидий для развития традиционных промыслов и оленеводства, например, саамский парламент Скандинавских стран.
Скрупулезная работа по поиску источников локального развития в национальных селах, является сильной стороной этой модели развития Арктики.
В российскую модель арктической экономики входят национальные округа – Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский, часть Архангельской и Мурманской областей, Республики Коми, арктические улусы Республики Саха (Якутия).
В советские годы они были предельно огосударствленными и сверхцентрализованными.
В принципе это был полезный эксперимент и урок издержек и выгод участия центральной власти в освоении Арктики. Модель носила затратный характер с преобладанием геополитических интересов над экономическими.
В течение длительного времени бесплатный труд заключенных компенсировал высокие издержки. Позже, государство, в связи с перераспределением нефтегазовой ренты и вопреки требованиям экономической целесообразности, субсидировало арктическое жизнеобеспечение, дотировало цены, транспортные и энергетические тарифы, устанавливало льготы и гарантии жителям Севера.
Переход арктической экономики на новые принципы развития начался с конца 90-х годов прошлого века.
Административно-командная экономика, в результате радикальной экономической реформы, переходила на социально-рыночную, что приводило к сокращению размеров и изменению структуры экономики Арктики.
Престиж работы на Севере и в Арктической зоне резко упал, миллионы людей выехали из этих районов, что привело к резкому сокращению численности населения.
Закрылись промышленные поселки, развалились совхозы, и коренное население вынуждено было вернуться к традиционному жизнеобеспечению. Рассчитывать на государственную помощь по приобретению инвентаря, сбыт продукции оленеводства и промыслов, уже не приходилось.
Сегодня перед российским арктическим регионом стоит задача – сформировать способную к саморазвитию арктическую экономику, создать новые арктические институты, на смену старым нормам и правилам советского периода.