При работе на фрилансе очень важно работать с адекватными людьми, которые знают, чего хотят. В противном случае вы постоянно будете работать сверхурочно, вам будут портить нервы и время. Но как распознать, где нормальный заказчик, а где такой, с каким будут проблемы?
Как избавиться от привередливого заказчика?
В наше время существует большое количество заказчиков, которые сами не понимают, чего они хотят. Они могут потратить слишком много вашего времени и думают, что за их деньги вы обязаны переделывать работу по несколько раз. Если не предусмотреть такую возможность заранее и не составить техническое задание (ТЗ), выйти из ситуации будет довольно не просто.
Чтобы сэкономить свое время и нервы важно своевременно заметить потенциального привередливого заказчика и обезопасить себя от сотрудничества с ним. Как же это правильно сделать? Давайте разберемся.
Какие проблемы с заказчиком могут возникнуть?
Для начала нужно понять, от чего именно мы стараемся себя обезопасить. Что такого может случиться, что может негативно сказаться на нас. Какие последствия могут быть? Давайте рассмотрим на примере.
Очень часто разработчики тех же сайтов сталкиваются с подобными ответами от заказчиков «Всё хорошо, но чуть-чуть нужно подправить. Поиграйтесь со шрифтами». Такая ситуация действительно довольно распространена и просто выводит из себя фрилансеров. В замечании заказчика не совсем понятно, что конкретно требуется сделать. Очевидно, что проблема возникла со шрифтами, они как-то не понравились, но что именно не так не указывается.
Вся проблема в том, что в разных людей разное видение качественного конечного продукта. Именно по этой причине мы часто сталкиваемся с непониманием со стороны клиентов. Важно понимать, что каждый человек имеет свою точку зрения, угадать ее не всегда будет просто.
Еще один распространенный тип проблем, которые возникают – изменение условий задания прямо во время работы над ним. Предположим, речь идет о той же разработке сайтов. Заказчик дал задание реализовать дизайн в зеленом цвете, на следующий день просит сделать в красном. Спустя три дня он просит изменить главную страницу, так как он передумал. Всё это тратит ваше время, вряд ли он будет платить вам за то, что вы что-то переделываете.
Проблема в том, что заказчик в некоторых таких ситуациях будет прав. К примеру, если вы должны сделать ему сайт, и все условия оговорены просто на словах. Если нет конкретного договора или технического задания – вам не будет чем руководствоваться, когда вы будете пытаться доказать свою точку зрения. В таких условиях вам придется переделывать хотя бы для того, чтобы заказчик не прекратил с вами сотрудничество. Всё потому, что в таком случае он, скорее всего, будет прав. При отсутствии четко прописанных требований к проекту трудно доказать чью-то правоту. Чтобы избежать таких проблем, достаточно просто позаботиться о своевременном составлении ТЗ, а именно до начала сотрудничества.
Как распознать заказчика, с которым могут быть проблемы?
Для того чтобы избежать лишних проблем нужно своевременно заметить подвох и отказаться от сотрудничества с привередливым заказчиком. Но как его распознать? Существуют некоторые качества, которые могут помочь определить одного из них. Например:
- Спросите у потенциального заказчика, что именно нужно сделать. Если данный вопрос вызовет у него какие-то заминки или неуверенность – скорее всего, потом такая неуверенность заставит вас переделывать всё по несколько раз.
- Предложите ему составить техническое задание. Это поможет решить возможные проблемы и споры в будущем. В этом должны быть заинтересованы обе стороны. Если это смущает его – он либо неопытный, либо не может точно сформулировать, чего именно хочет.
- Обязательно проверьте отзывы о заказчике. Очень часто другие исполнители указывают о возможных проблемах и тонкостях работы с конкретным человеком. Почитайте их для того чтобы узнать, возникали ли какие-то недопонимания с какой-то стороны. Если есть отрицательные отзывы – это плохой сигнал.
Если вы не уверены в том, что это добросовестный заказчик, с которым у вас не будет проблем – лучше не начинать сотрудничество с ним. Ничего хорошего это не принесет. Возможность получить деньги не всегда покрывает все другие недостатки и отрицательные стороны такого сотрудничества.
Что делать, если уже начал сотрудничество с ним?
Если вы все-таки попались и начали сотрудничество с таким проблемным заказчиком, главное не подавать виду недовольства. Вам нужно постараться тактично объяснить, что вы не намерены бесплатно делать огромное количество правок. Старайтесь просить максимально точных объяснений и конкретно выражать свои требования. Если он не может сформулировать что хочет сделать – не делайте ничего. Попросите конкретно расписать все требования к конкретной части проекта и только после этого начните работу. Это поможет вам в случае возникновения конфликтов оперировать фактами и победить спор.
Отказаться от выполнения проекта вам, скорее всего, не получится. Это в любом случае принесет вам отрицательный отзыв и пошатнет вашу репутацию. Однако вы можете просто выразить свои намерения отказываться от внесения большого количества правок. Заказчик может быть заинтересован сделать работу быстро, и не захочет тратить время на поиск нового исполнителя. В таком случае если вы будете тратить максимально много времени на любые исправления, ему может просто надоесть ждать.
Всячески старайтесь избегать проблемных заказчиков. Читайте отзывы о человеке перед тем, как начать с ним сотрудничество. Обязательно требуйте техническое задание и конкретные требования на самых первых этапах, а лучше еще до начала сотрудничества. Если заказчик отказывается от этого – предложите ему помочь его составить. Не стоит рисковать и работать без конкретного задания. В противном случае, есть шанс что вам придется делать всё, что он придумает потом.
Когда после множества бессонных ночей диплом, наконец, готов, хочется сдать его и забыть. Но так просто университет от студента не отстанет. Ведь полный текст диплома читал только научный руководитель, а оценивать его соберется целая комиссия. Поэтому во многом именно от того, как студент защитит диплом, зависит его оценка.
Итак, в чем же заключается успешная защита?
- грамотный текст защиты
- положительная рецензия на диплом
- уверенные ответы на вопросы комиссии
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Структура речи
Конечно, что именно говорить на защите зависит главным образом от темы дипломной работы и от того, что конкретно в ней написано, но существуют общие рекомендации, которые подойдут для всех.
- Для начала необходимо поприветствовать членов аттестационной комиссии. (“Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему…”)
- Вводная часть. Здесь нужно раскрыть тему и обозначить вопросы, которые затрагиваются в работе.
- Актуальность темы. На этом этапе важно доказать актуальность выбранной темы и степень ее разработанности в чужих трудах. Обозначить предмет, объект, задачи и цель исследования.
- Структура раскрытия темы. Здесь необходимо просто перечислить параграфы, которые есть в работе и кратко их описать.
- Постановка проблемы. В подтверждении актуальности темы, необходимо заявить проблему и обозначить дискуссионные мнения по этому поводу.
- Выводы. В заключении речи комиссия должна услышать выводы, к которым пришел студент по ходу написания диплома, в которых есть пути и методы решения заявленных проблем.
С одной стороны кажется, что речь к диплому написать гораздо проще, чем сам диплом. Однако качественная речь это умелая выжимка из работы, а также грамотное ее преподнесение. И часто бывает так, что диплом написан на высший балл, а студент получает оценку хуже. Поэтому, если существует неуверенность в своих силах, можно заказать речь у нас на сайте. И тогда исчезнет вероятность провала из-за плохой речи. Ведь мы даем двадцатидневную гарантию на работу, и если вас что-то не устроит – вы можете бесплатно потребовать от автора доработать заказ. Мы заботимся о том, чтобы студенты оставались довольны, поэтому если и в окончательном варианте работа не удовлетворяет заявленным требованиям – вы получите назад свои деньги.
Формальные требования
При написании речи к дипломной работе необходимо также учитывать, что существуют и чисто формальные требования.
- Время. Не стоит забывать, что студентов много, а комиссия одна. Поэтому время на защитную речь регламентировано и составляет от 5 до 7 минут. При этом следует помнить о времени, которое уйдет на вопросы комиссии.
- Интонация. Где как ни на защите диплома важно расположить к себе слушателей? Поэтому читать речь лучше не монотонно, делая акценты интонацией.
- Стиль. При изложении речи следует помнить, что главная цель - это понимание со стороны комиссии. Поэтому не стоит слишком “умничать”, однако переходить на разговорную речь тоже нельзя. В этом вопросе нужно соблюдать золотую середину.
- Местоимения. Как и в самом дипломе, на защите важно помнить, что хоть автор диплома четко прописан, истинных владельцев знаний, отраженных в работе очень много (авторы всех источников, на которые опирался студент плюс научный руководитель), поэтому местоимения первого лица здесь не уместны.
- Вопросы. После окончания речи неизбежно последуют вопросы от комиссии, и к ним нужно быть готовым. Предполагаемые вопросы нужно записывать по ходу написания диплома, проработать все вопросы, возникшие на предзащите, а также можно посмотреть вопросы в конце глав из учебников по данной теме.
- Предзащита. В таком вопросе, как защита диплома, лучше не быть самонадеянным и пренебрегать предзащитой. На ней можно потренироваться произносить речь и записать возможные вопросы слушателей. Это позволит более уверенно чувствовать себя на официальной защите.
Конечно, это лишь рекомендации, и никто не заставляет строго им следовать. Однако отбрасывание некоторых позиций во время защиты создаст дополнительные вопросы от аттестационной комиссии, которая не всегда настроена лояльно. Поэтому лучше всего продумать все возможные вопросы и дать на них ответы заранее в защитной речи. Тогда у преподавателей останется минимум вопросов, и они будут благодарны за сохраненное время.