Критика – неотъемлемая часть любого рабочего процесса. Не важно, какой специальностью вы владеете, и насколько хорошо. Если вас критикуют, значит, результат вашей работы вызывает у людей определенную реакцию. Здесь очень важно научиться правильно воспринимать критику, и тогда способы ее ликвидации появятся сами собой.
Ликвидировать возможную критику в свой адрес означает ее предотвратить. Другими словами, вы должны настолько хорошо чувствовать потребности и запросы своего клиента, что он воспринимает очередной ваш продукт как «это именно то, что мне нужно».
Откуда берется критика
Критика не появляется «на ровном месте» - это факт. Однако и воспринимать ее как болезненное клеймо не стоит. Сколько людей – столько и мнений. Это общепризнанный факт. При этом очень болезненно критика воспринимается на фрилансе. Зачастую, реакция на какое-либо критическое замечание оказывается настолько сильной, что долгое время фрилансер не может восстановиться и вернуться к работе: пропадает уверенность в своих силах, теряются ориентиры, исчезает мотивация.
Особенно сложно настроиться на рабочий лад после необоснованной критики. Такая критика может быть вызвана рядом причин:
- Ваш клиент (или заказчик) сам размыто понимает, что он хочет, и бросается фразами из разряда «чтобы было как надо», «главное, чтобы проект имел успех» и т.п., а в конечном итоге результатом вовсе не доволен, потому что он «не соответствует» его ожиданиям. Итак, причина необоснованной критики номер один – клиент изначально не четко озвучивает, что он хочет, полностью доверяя вашему вкусу, а потом предъявляет претензии из-за того, что он не совпал с его предпочтениями.
- Заказчик постоянно подгоняет вас со сроками, уверяя, что главное – в них уложиться, при этом вы предупреждаете, что качественно выполненная работа требует больше времени, но для заказчика на первом месте стоят сроки (та ситуация, когда вам внезапно начинают сокращать сроки, несмотря на их предварительное согласование). В результате работой остаетесь не удовлетворены вы оба, поскольку в погоне за внезапной экстренной срочностью страдает качество выполненной работы.
- Заказчик пытается подогнать вашу работу под общепринятые стандарты и в то же время требует от вас индивидуального подхода при выполнении проекта. Здесь важно четко согласовать с ним этот вопрос, иначе критика вашей работы будет необоснованной. Каких именно результатов ждет ваш заказчик? Почему его стандарты не совпадают с вашими рабочими результатами и т.д.
Первый способ: готовность к критике – не показатель слабости
Фрилансеру всегда нужно помнить, что критика – это не всегда плохо. Наоборот, конструктивная критика может помочь переосмыслить свой подход к работе, выявить слабые и сильные стороны и проработать ошибки, чтобы предотвратить их в будущем.
Умение адекватно реагировать на критику – вовсе не показатель слабости, а наоборот, это говорит о том, что вы правильно относитесь к своей работе и готовы расти в профессиональном плане. Просто примите тот факт, что вас будут периодически критиковать, и это нормально. Критика может носить как деструктивный, так и конструктивный характер. Что это значит? Просто не любая критика для вас негативна, если посмотреть на нее с точки зрения выгоды, то можно осознать и ее позитивные стороны. Так, например, критика может помочь вам выявить слабые стороны в работе, указать на те нюансы, которые вы сами не замечали, но которые могут помочь улучшить качество ваших услуг и т.д.
Всегда найдутся люди, готовые высказать свое мнение, и оно имеет право на существование, вы же это понимаете, поэтому научитесь спокойно воспринимать критику в свой адрес, иначе она действительно негативно отразится на вашей работе в виде стрессов, лишних нервов, снижении продуктивности и т.д.
Второй способ: критика может пойти на пользу
В каких случаях критика может пойти только на пользу? Когда она действительно заставляет невольно задуматься о своей работе, сделать определенные выводы и продумать всевозможные способы ее улучшения.
Конструктивная критика помогает, если вы только новичок в своей сфере, еще не определили приоритеты в работе, не понимаете, на какие стандарты ориентироваться и какими способами расширить свою клиентскую аудиторию.
Критика также может пойти на пользу, когда вы отчаялись в своих попытках увеличить продуктивность, работа более не мотивирует и вас все чаще посещают мысли о том, что пора что-то менять. Взгляд со стороны может реально помочь решить проблему. Возможно, это будет ваш более опытный коллега, который подскажет, что вы делаете не так.
Вывод – воспринимайте критику охотно, ведь она может помочь вам в профессиональном плане и увеличит шансы достичь успеха в избранной сфере деятельности.
Третий способ: соблюдайте дистанцию
Что значит соблюдать дистанцию? Это означает не переходить границу между спокойным восприятием критики и отрицательной эмоциональной реакцией на нее.
Соблюдайте нейтралитет, то есть вы выслушиваете критику, соглашаетесь с ней, а потом в спокойной обстановке анализируете все сказанное оппонентом.
Вполне вероятно, что в чем-то он окажется прав, и вам действительно нужно обратить на это внимание. Просто воспринимайте критику не как возможность вас задеть или «уколоть», а как способ улучшить свою работу, что, собственно, нужно вам самому.
Четвертый способ: не переходите в контратаку
Велик соблазн - в ответ на критику раскритиковать оппонента, но это далеко не эффективный способ борьбы с ней. Это ничего не решит. Человек просто выражает свое мнение, оно, конечно, может не совпадать с вашим, а может и совпадать, но вы никогда не признаетесь в этом даже самому себе.
Переход в контратаку в ответ на критику скорее будет говорить о вашей слабости. Чем об уверенности в своих возможностях. Уверенные в себе сотрудники не тратят много времени на отстаивание своей позиции – они просто спокойно выполняют свою работу и не обращают внимания на критику в свой адрес, если она действительно не объективна.
Пятый способ: откажитесь от важности
Если для вас так важно нравиться всем – это уже проблема. Ну хотя бы потому, что всем вы однозначно нравиться не можете. Кому-то ваша работа подходит, а кому-то – нет, и это нормально.
В мире все разные, у каждого свои предпочтения, кто-то может раскритиковать вас просто потому, что ваши интересы с ним не совпадают, ну и что? Спокойно реагируйте на это. Не нужно во что бы то ни стало доказывать свое совершенство, откажитесь от важности.
Отказаться от важности поможет ориентация на «своего клиента». Просто, приступая к работе, изначально определитесь с клиентской аудиторией, какой она будет у вас? Далее свою работу планируйте, ориентируясь на клиента.
Помощь в реализации своих возможностей на фрилансе может оказать биржа Автор24. Здесь предоставляется широкий выбор заданий, которые нужно выполнить за определенную плату. Преимущества сотрудничества с Автор24 выражено в финансовой стабильности, уверенном будущем, интересной работе и др.
Когда после множества бессонных ночей диплом, наконец, готов, хочется сдать его и забыть. Но так просто университет от студента не отстанет. Ведь полный текст диплома читал только научный руководитель, а оценивать его соберется целая комиссия. Поэтому во многом именно от того, как студент защитит диплом, зависит его оценка.
Итак, в чем же заключается успешная защита?
- грамотный текст защиты
- положительная рецензия на диплом
- уверенные ответы на вопросы комиссии
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Структура речи
Конечно, что именно говорить на защите зависит главным образом от темы дипломной работы и от того, что конкретно в ней написано, но существуют общие рекомендации, которые подойдут для всех.
- Для начала необходимо поприветствовать членов аттестационной комиссии. (“Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему…”)
- Вводная часть. Здесь нужно раскрыть тему и обозначить вопросы, которые затрагиваются в работе.
- Актуальность темы. На этом этапе важно доказать актуальность выбранной темы и степень ее разработанности в чужих трудах. Обозначить предмет, объект, задачи и цель исследования.
- Структура раскрытия темы. Здесь необходимо просто перечислить параграфы, которые есть в работе и кратко их описать.
- Постановка проблемы. В подтверждении актуальности темы, необходимо заявить проблему и обозначить дискуссионные мнения по этому поводу.
- Выводы. В заключении речи комиссия должна услышать выводы, к которым пришел студент по ходу написания диплома, в которых есть пути и методы решения заявленных проблем.
С одной стороны кажется, что речь к диплому написать гораздо проще, чем сам диплом. Однако качественная речь это умелая выжимка из работы, а также грамотное ее преподнесение. И часто бывает так, что диплом написан на высший балл, а студент получает оценку хуже. Поэтому, если существует неуверенность в своих силах, можно заказать речь у нас на сайте. И тогда исчезнет вероятность провала из-за плохой речи. Ведь мы даем двадцатидневную гарантию на работу, и если вас что-то не устроит – вы можете бесплатно потребовать от автора доработать заказ. Мы заботимся о том, чтобы студенты оставались довольны, поэтому если и в окончательном варианте работа не удовлетворяет заявленным требованиям – вы получите назад свои деньги.
Формальные требования
При написании речи к дипломной работе необходимо также учитывать, что существуют и чисто формальные требования.
- Время. Не стоит забывать, что студентов много, а комиссия одна. Поэтому время на защитную речь регламентировано и составляет от 5 до 7 минут. При этом следует помнить о времени, которое уйдет на вопросы комиссии.
- Интонация. Где как ни на защите диплома важно расположить к себе слушателей? Поэтому читать речь лучше не монотонно, делая акценты интонацией.
- Стиль. При изложении речи следует помнить, что главная цель - это понимание со стороны комиссии. Поэтому не стоит слишком “умничать”, однако переходить на разговорную речь тоже нельзя. В этом вопросе нужно соблюдать золотую середину.
- Местоимения. Как и в самом дипломе, на защите важно помнить, что хоть автор диплома четко прописан, истинных владельцев знаний, отраженных в работе очень много (авторы всех источников, на которые опирался студент плюс научный руководитель), поэтому местоимения первого лица здесь не уместны.
- Вопросы. После окончания речи неизбежно последуют вопросы от комиссии, и к ним нужно быть готовым. Предполагаемые вопросы нужно записывать по ходу написания диплома, проработать все вопросы, возникшие на предзащите, а также можно посмотреть вопросы в конце глав из учебников по данной теме.
- Предзащита. В таком вопросе, как защита диплома, лучше не быть самонадеянным и пренебрегать предзащитой. На ней можно потренироваться произносить речь и записать возможные вопросы слушателей. Это позволит более уверенно чувствовать себя на официальной защите.
Конечно, это лишь рекомендации, и никто не заставляет строго им следовать. Однако отбрасывание некоторых позиций во время защиты создаст дополнительные вопросы от аттестационной комиссии, которая не всегда настроена лояльно. Поэтому лучше всего продумать все возможные вопросы и дать на них ответы заранее в защитной речи. Тогда у преподавателей останется минимум вопросов, и они будут благодарны за сохраненное время.