Учебная практика по фармакогнозии
На 3 курсе фармацевтического факультета студенты проходят учебную практику по фармакогнозии.
Значительный объем часов – 108 – в учебном плане отведен на практику по фармакогнозии, что объясняется тем, что сегодня в медицинской практике используется масса лекарственных препаратов, из которых свыше 30 % имеют растительное происхождение. Существенный объем сырья, используемого в фармацевтической промышленности, заготавливают из дикорастущих лекарственных растений. Знание видов лекарственных растений, наличие практических навыков, направленных на рациональную заготовку растительного сырья, его первичную обработку и анализ играют важную роль в практической деятельности провизора.
Провизор изучает основы использования и организации заготовок лекарственного растительного сырья в период прохождения летней практики по фармакогнозии, он должен уметь не просто хорошо распознавать то или иное лекарственное растение в природе и отличать его от близких нелекарственных видов, но и правильно их заготавливать, осваивать методы определения запасов лекарственного растительного сырья, бережно относиться к лекарственной флоре в качестве составной части природных богатств нашего государства.
Учебную практику по фармакогнозии проводят как правило в летние месяцы (июнь-август) в научных экспедициях, направленных на изучение запасов лекарственного растительного сырья. Обычно проводят ее в рамках 6 семестра на протяжении 3 недель.
Цель учебной практики – закрепить и совершенствовать теоретические знания и нормы профессиональной этики, полученные студентами в лекционно-лабораторном курсе.
Цель ставится в соответствии со следующими задачами:
- закреплять и углублять теоретические знания по дикорастущим и культивируемым растениям;
- приобретать практические навыки и умения по возделыванию лекарственных растений, заготовке, сушке, хранению и переработке лекарственного растительного сырья (ЛРС) на основании рационального использования ресурсов лекарственных растений (ЛР);
- осваивать ряд основных приемов возделывания ЛР;
- развивать навыки в пропаганде знаний о ЛР.
Навыки, приобретаемые студентами на практике
Студент должен уметь:
- определять на основании внешних признаков лекарственные растения в разных сообществах и местах произрастания, с использованием определителей;
- отличать лекарственное растение от схожих не лекарственных;
- гербаризировать растения разных жизненных форм – травянистые, кустарниковые, древесные;
- собирать лекарственное сырье разных морфологических групп, учитывая рациональное использование ресурсов – листву, травы, цветки, подземные органы, плоды, семена, кора;
- проводить первичную обработку и сушку лекарственных растений, приводить сырье в стандартное состояние.
Студенты должны знать:
- методы определения ресурсов дикорастущих лекарственных растений в данном регионе на примере травянистых, древесных и кустарниковых растений;
- ряд основных приемов возделывания лекарственных растений и применение их на практике;
- правила хранения, требования к качеству упаковки и маркировки ЛРС;
- способы борьбы с амбарными вредителями.
У студента должны сформироваться практические навыки в следующих направлениях:
- уход за растениями;
- особенности гербаризации растений, относящихся к разным жизненным формам;
- сбор лекарственных растений из разных морфологических групп;
- первичная обработка, сушка и маркировка растительного сырья;
- составление карт-схемы распространения лекарственных растений;
- определение ресурсов дикорастущих лекарственных растений в рассматриваемом регионе на примере травянистых, древесных и кустарниковых растений, используя разнообразные методики оценки урожайности;
- проведение полевого анализа;
- проведение анализа ЛРС в условиях аналитической лаборатории;
- хранение ЛРС в условиях аптеки, склада, завода по переработке ЛРС.
Организация учебной практики
Во время практики преподаватели кафедры «Фармации» осуществляют организационное и методическое руководство учебной практикой, проводят инструктажи студентов-практикантов об условиях и порядке прохождения практики, обязанностях студентов, порядке заполнения отчетной документации, выполнении, а также форме зачета по итогам практики.
Студентов обеспечивают методическими указаниями и индивидуальными заданиями.
Для руководства студентами выделяют преподавателей кафедры и квалифицированных работников предприятия. Во время прохождения практики руководители проводят занятия, экскурсии, оказывают консультативную помощь в заготовке сырья и гербаризации растений, проверяют дневники. Руководители практики постоянно контролируют деятельность студентов на протяжении учебного дня.
Обязанности центра практической подготовки студентов учебно-методического управления включают:
- контролировать проведение производственной практики;
- проводить мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков при прохождении учебной практики.
К обязанностям декана факультета на время практики относят проведение организационных мероприятий, направленных на подготовку к производственной практике и контроль ее прохождения.
В обязанности заведующего кафедрой входит назначение ответственного ассистента-руководителя производственной практики.
Обязанности ассистента руководителя практики:
- проводить организационные собрания со студентами перед выходом их на производственную практику;
- контролировать посещаемость студентов на практике;
- контролировать практическую работу студентов на рабочих местах;
- проверять дневники практики;
- составлять отчеты по курируемому циклу.