Религиозное и мифологическое представления
Исторически изначальным типом мировоззрения было мифологическое мировоззрение, которое, помимо всего прочего, являлось особым видом знания синкретического вида, при котором представления о мироустройстве разрозненны и не систематизированы. Именно в мифе, помимо представлений человека о природных явлениях, о самом себе, содержались и первые религиозные идеи. Поэтому, в некоторых научных источниках мифологическое и религиозное мировоззрения считается одним целым.
Однако специфика религиозного мировоззрения такова, что целесообразно разделить эти понятия, поскольку мифологические и религиозные формы мировоззрения имеют существенные отличия.
С одной стороны, образы, представленные в мифах, были тесно связаны с ритуалами и, конечно, служили объектом веры и религиозного поклонения. В этом, религия и миф очень похожи. Но с другой стороны, такое их сходство проявлялось только на самых ранних стадиях сосуществования, тогда религиозное мировоззрение только начинало формироваться в самостоятельный тип сознания, со своими специфическими особенностями и свойствами.
Различия между религиозным и мифологическим мировоззрениями
Основные черты религиозного мировоззрения, отличающие его от мифологического мировоззрения, сводятся к тому, что:
- религиозное мировоззрение предусматривает рассмотрение Вселенной в ее разделенном состоянии на естественный и сверхъестественный миры;
- религия, как форма мировоззрения, и как основная мировоззренческая структура подразумевает отношение веры, а не знания;
- религиозное мировоззрение предполагает возможность установления контакта между двумя мирами, естественным и сверхъестественным посредством специфического культа системы и ритуала.
Миф становится религией только тогда, когда он прочно входит в культовую систему, и, следовательно, все мифологические идеи, постепенно включаясь в культ, становятся догмой. На этом уровне уже происходит формирование религиозных норм, которые, в свою очередь, начинают выступать регуляторами общественной жизни и даже сознания.
Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение приобретает значительные социальные функции, главной из которых является помощь индивиду в преодолении жизненных трудностей и восхождении к чему-то высокому, Вечному. В этом практическая значимость религиозного мировоззрения, влияние которого было очень заметно не только на сознание отдельного человека, но и оказало огромное влияние на ход всей мировой истории.
Если антропоморфизм является основным параметром, то религиозное мировоззрение описывает окружающий мир из уже обозначенного разделения на два мира - природный и сверхъестественный. Согласно религиозной традиции, оба эти мира созданы и управляются Господом Богом, который обладает свойствами всемогущества, всеведения. В религии провозглашаются постулаты, утверждающие верховенство бога не только как высшего существа, но и как высшей системы ценностей Бога - это любовь. Поэтому основой религиозного мировоззрения является вера как особый тип понятия и принятия ценностей религиозного мировоззрения.
С точки зрения формальной логики, все божественное парадоксально. И с точки зрения самой религии Бог, как субстанция, требует иного подхода от человека к овладению и принятию себя через веру.
В этом противоречии, собственно говоря, и кроется один из важнейших парадоксов религиозного мировоззрения. Суть ее в том, что понимание Бога стало примером феноменальной идеализации, которая только тогда начала применяться в науке как методологический принцип. Понятие и принятие Бога позволили ученым сформулировать многие задачи и проблемы общества и человека. В этом контексте рассмотрение Бога как главного явления религиозного мировоззрения можно даже представить как самое выдающееся достижение разума.
Характерные особенности науки в противовес веры и религии
В мире науки, религии и Веры есть несколько ключевых различий, которые делают эти различия функциональными. В науке нет единого научного авторитета, нет непогрешимого научного голоса, в отличие от религиозных догматов. Единственный авторитет в науке - это доказательства, чтобы доказать что-то истинное. В религии нет демократии, не имеет значения, согласны ли с вами все или паства. Для науки всё, что имеет значение, - это доказательства и научные аргументы. Наука прогрессивного мышления, а религия - традиционалистского мышления. Только в религиозных общинах, а не в научных, можно найти догматические утверждения веры. Наука всегда тонко настраивает научную модель, чтобы улучшить то, что мы знаем о физическом и естественном мире. Если религия не настроена тонко, она принимает новую истину только в качестве последнего средства, когда ей угрожает опасность устареть или быть забытой.
История показала нам, что Церковь принимает новую истину только в том случае, если она уже согласна с их верой или в качестве последнего средства, потому что отрицание определенных научных или социальных истин поставило бы их под угрозу быть неуместными, неинтеллектуальными или устаревшими.
Религия и наука смотрят на мир по-разному. Ибо в научном сообществе огромное внимание уделяется доказательствам. Ведь если ученый верит, что что-то истинно, он просто не может опубликовать статью и начать провозглашать свою собственную истину. Они должны следовать научному методу, проверять его на протяжении многих лет, искать доказательства. И только после того, как доказательства выдержат критику других, может быть провозглашена новая истина. В религии нет такого процесса, потому что если пастор чувствует, что у него есть новая открытая истина, все, что пастор должен делать, это стоять перед своей кафедрой и говорить все, что хочет сказать. Ему даже не нужно предоставлять подтверждения правды.
Философия определенности и философия вероятности
В области познавательной истины и наука, и религия подходят по-разному. Ибо в христианской среде существует определенный уровень уверенности в том, что их Библия, и вера дает им веру в то, что Бог, которому они поклоняются, безусловно, существует. И что у них есть определенная истина, которую каждый должен услышать.
В научном мышлении, наоборот, нет абсолютной уверенности, есть лишь уверенность в том, что ваши результаты будут критиковаться с тем расчётом, чтобы убедиться в их истинности. Это служит постоянным напоминанием ученым, что они не единственные поборники истины. Это не то, что можно увидеть с точки зрения евангельского христианина, так как чем усерднее христианин, тем больше он чувствует себя единственным владельцем истины.