За всю свою историю человечество накопило немало знаний о себе и об окружающем мире, тем самым разделив всю информацию на две крупные отрасли знаний: естественное и гуманитарное.
Нельзя с уверенностью сказать, что было раньше – философская мысль или теорема, скорее всего естественная и гуманитарная части развивались параллельно, в какие-то моменты истории, возможно, доминировало одно из них, но, по сути, они неотделимы, так как дают цельное представление о том мире, в котором мы живём.
Взглянем подробнее на каждую из этих областей.
Краткая характеристика естествознания
Естествознание – наука о природе. Достаточное общие и несколько размытое понятие, если разбираться подробнее, то это целых свод наук и междисциплинарных отраслей, которые в сумме дают представление обо всех происходящих процесса. Сюда относятся – физика, химия, математика, биология, астрономия и др.
Тогда, что в этом случае понимается под природой?
Природа – это:
- весь материальный мир, включая Вселенную;
- окружающая нас действительность;
- экосистема планеты Земля;
- нерукотворная часть Вселенной.
Основной особенность всех естественных наук является их логическая завершённость и рациональность построения. На чём базируются все точные науки, на эксперименте, теоремах, аксиомах, математических уравнениях.
Краткая характеристика гуманитарных наук
С другой стороны, находятся гуманитарные науки, то есть науки, изучающие человека, но с социальной, духовной, культурологической, психологической стороны. Противопоставляются они естественным наукам на основе разнице в объекте изучения, методах, целях и задачах. Точность для гуманитарных наук также важна, например, в изложение исторических событий, но помимо этого важно ещё понимание, осознание происходящего.
Естественные науки отвечают на вопрос: почему? Гуманитарные – зачем?
Естествознание и гуманитарные науки: история научных взглядов.
На протяжении всего периода существования этих двух типов познания не стихают споры о том, кто же главнее, кто был первый.
Науке о сущности человека противопоставляются наукам об окружающем мире. Первое такое различие было выделено философами неокантианцами, в Баденской школе. Именно они ввели и закрепили понятия «науки о природе» и «науки о духе». Вскоре эти понятия прочно вошли в научный обиход.
В 20 веке сложилось три основные позиции по поводу соотношения естественной и гуманитарной сфер:
- позиция экзистенциализма: несмотря на различия в предмете изучения, а также в используемых методах, они признаются в равной степени научными;
- позиция позитивизма: гуманитарная наука признаётся не развитой, не имеющей своего метода, и использующая, поэтому естественные методы познания;
- позиция неопозитивизма: гуманитарная сфера лишена статуса науки, поскольку её невозможно проверить и подтвердить опытным путём, таким образом, гуманитарные дисциплины встали на один уровень с религией и мифологией.
Наиболее рациональным кажется первый подход, естественные и гуманитарные области признаны научными, с некоторой разницей в изучении и в задачах.
Гуманитарные науки отвечают за результат творчества людей, основным методом становится понимание. Считается, что понимание свойственно только гуманитарной сфере, а объяснение – естественной. Однако это не совсем так.
Понимание – это осознание смысла, когда происходит объединение рационального и иррационального. В самом понятии заложен факт наличия смысла в предмете изучения, при этом признаётся уникальность предмета и идёт попытка её сохранения. Изучение культуры и человека не является простым набором фактов, требуется понять, что стоит за этими фактами.
Объяснение – это раскрытие сущности предмета или явления окружающего мира, путём объединения частных случаев, поиска закономерностей и тем самым формулировка общего закона.
На самом деле и объяснение, и понимание используются как в естествознании, так и в гуманитарной сфере. Различаются они лишь соотношением, в одном случае преобладает объяснение, в другом понимание. Нельзя дать объяснение без понимания происходящего.
Итак, подведём итог.
Особенностью гуманитарных наук является:
- человек и познаваемое и познающий;
- метод – интерпретация;
- познание зачастую происходит в исторической ретроспективе, поскольку зачастую гуманитарные науки изучают наследие веков, например, история, археология;
- ценность в гуманитарной науке зачастую преобладает над оценочностью, так как гуманитарная сфера имеет дело с духовным наследием, которое признаётся уникальным само по себе;
- рациональность познаваемого, именно на этой основе строится признание гуманитарных дисциплин научными.
20 век доказал, что по сути разницы между естествознанием и гуманитарными науками не существует, и, если мы хотим получить целостную картину о нашей действительно, то «физикам» и «лирикам» необходимо работать сообща. Не плохим подтверждением этому стала совместная работа лингвистов и кибернетиков по созданию искусственного интеллекта. Как оказалось, математики, физики, биологи, программисты, все представители естественных наук, смогли рассчитать, создать программы, заставить компьютеры учиться, но, когда дело дошло до того, чтобы машина приблизилась по мышлению к человеку, тут на помощь пришли гуманитарные науки. Обучение языку, человеческому мышлению, простейшим реакциям, всё это оказалось не под силу для точных наук, но стало сферой применения лингвистики, психологии, социологии. Поэтому нельзя сказать кто лучше, первее и главнее. Гуманитарные и естественные науки давно трудятся в симбиозе, образуя новые научные направления. Поэтому скорее стоит говорить о некой глобальной научной среде, которая поможет человеку лучше понимать себя, окружающий мир, Вселенную, наладить грамотный контакт между собой и с природой.