Естественная история в начале своего развития
Первое путешествие Колумба в Америку в 1492 году изменило естественную историю, возможно, больше, чем любую другую раннюю современную науку. Последующее развитие европейских морских империй, торговли и коммерции открыло новые пути для приобретения образцов, снабдило музеи естественной истории бесчисленными новыми видами, и, в конечном счете, превратило саму естественную историю в науку, тесно связанную с европейскими системами колониального управления неевропейскими народами, флорами и фаунами.
Естественная история как дисциплина существовала с классических времен, европейцы XV века были хорошо знакомы с "Естественной историей" Плиния Старшего. На протяжении всего раннего Нового времени естественная история продолжала признаваться как наука, описывающая три основных царства природного мира:
- животных;
- растений;
- минералов.
Многие другие виды исследований и интерпретаций будут проводиться под знаменем "естественная история" в период с 1450 по 1789 год, но естественная история как предприятие по приобретению и описанию экспонатов была отражена в коллекционировании. Современный естественнонаучный музей развился из средневековых сокровищниц, так называемых ("палат чудес"), обычно княжеских или церковных, в которых были собраны редкие, драгоценные и экзотические предметы.
В течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков коллекции продолжали оставаться в значительной степени собственностью аристократических владельцев, делая видимым не только их личное богатство, но и их способность получать доступ к уникальным объектам из других частей мира.
Универсальность и всесторонность были ведущей характеристикой этих коллекций, которые были задуманы как микрокосмы всего мира, и в которых природные раритеты и произведения искусства не были разделены. Ранние коллекции были как экспонатами, которые отображали власть, так и хранилищами, которые сохраняли ценность.
Гуманистическая естественная история
Естественная история XVI века была частью гуманистической традиции обучения с её литературной и художественной направленностью, типичной для работ голландского ученого и теолога Дезидерия Эразма (1466-1536).
Изучение естественного мира в ранний современный период было, прежде всего, филологическим занятием. Авторы новых публикаций использовали более ранние рукописи и опубликованные работы по естественной истории для описания природных объектов, в том числе тех, которые сегодня кажутся совершенно чуждыми научному подходу.
К концу XVI века ученые по всей Европе собирали предметы естественной истории и давали подробные объяснения их природы, типов и трансформаций. Коллекции продолжали играть центральную роль в княжеской и научной идентичности, как и в естественной исторической практике, на протяжении всего раннего нового периода, хотя принципы их построения менялись с течением времени. В своих многочисленных работах английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) призывал к изгнанию философии из естественной истории и уделению большего внимания естественным явлениям.
К 1660-м годам музеи превратились в театры чудес, где ученому предлагалось поразмыслить над философскими проблемами, возникающими при сопоставлении соседних объектов, которые могли бы выявить контрасты или сходства, разнообразие или единообразие природы. Чудесный природный или искусственный объект послужил основой для философского анализа, естественной теологии и размышлений о роли человеческого наблюдателя, как части природного мира, так и преобразователя его материалов искусством. Такие исследования всегда имели и теологическую цель: музеи естественной истории описывались как" книги природы", которые ученый мог читать наряду с великой Книгой, Библией, в благочестивых целях. Этот естественно-теологический подход был характерен для работ Кембриджского ботаника Джона Рэя (1627-1705).
Ранняя современная естественная история
Сочетая акцент на литературном и стилистическом описании природы с заботой о ее экспериментальном и инструментальном исследовании, ранняя современная естественная история бросает вызов предубеждениям о линейном прогрессе в истории научной деятельности на Западе, которые часто представлены в историях "научной революции" и просвещения.
История естественной истории связана с демонстрацией порядка и власти в ранний период Нового времени, а также с историей ранней современной торговли и потребления. Этот период характеризовался тесной связью с языком, филологией и искусством, но, как и другие дисциплины, он был преобразован с появлением специализированных учреждений по всей Европе и ростом известности экспериментов и наблюдений как принципов практики в научном изучении природы с середины 17 века.
Между 1450 и 1789 годами естественная история претерпела драматические изменения. Гербы исчезали вместе со сказочными животными, а натуралисты хвастались не столько своими литературными способностями, сколько способностью к точному наблюдению. Целые группы животных исчезли из естественной истории, от русалки и единорога до гиппогрифа и василиска, и другие, такие как молекулярные животные (микроорганизмы), вошли в нее, символизируя переход внимания от текстов к инструментам, экспериментам и наблюдениям.
Благодаря новым формам экспериментальной натурфилософии, характеризующим научную деятельность XVII и XVIII веков, естественная история постепенно перестала быть наукой только о словах и предметах. Начиная с 1660-х годов, европейские натуралисты исследовали физиологию животных и растений, открывая новые области интерпретации для естественных существ, как, например, исследования сексуальности растений, проводимые Себастьяном Вайяном (1669-1722) в Париже и английским ботаником Неемией Грю (1641-1712). К концу XVIII века эксперименты заняли видное место в естественной истории. Старые и новые традиции были очевидны в деятельности шведского натуралиста Карла фон Линне (1707-1778), который создал свою классификацию растений.
На первый взгляд, ничто не могло быть более отличным от радикального классификационного скептицизма, выдвинутого главным соперником Линнея, Жоржем-Луи Леклерком де Бюффоном (1707-1788), в знаменитой "Истории природы". В отличие от сухого афоризмического стиля Линнея, в поэтических описаниях Бюффона прорисовывались космогонии и широкие портреты прошлого, настоящего и будущего человека в природе. Тем не менее, он был так же активен, как и Линней, в поддержке глобальной программы приобретения и акклиматизации природных продуктов в своем учреждении. Более радикальный, чем Линней, Бюффон, "французский Плиний", занимался прежде всего животными, открывая путь для того, чтобы его институт стал ведущим европейским центром естественной истории, а зоология - моделью естественно-исторического исследования 19 – 20 веков.