Железнодорожная автоматика и телемеханика
Телемеханическая система – это совокупность устройств контролируемых пунктов и пунктов управления, необходимых каналов и линий связи, которые предназначены для выполнения телемеханических функций.
Железнодорожная автоматика и телемеханика предназначена для регулирования и обеспечения безопасного движения транспорта и пропускной способности благодаря методам и средствам телемеханического и автоматического воздействия.
Основными техническими элементами железнодорожной телемеханики и автоматики являются механизмы и сооружения блокировки, сигнализации и централизации. Средства и устройства телемеханики и автоматики представлены:
- Электрожезловой управляющей системой.
- Путевой блокировкой.
- Централизацией сигналов и стрелок.
- Диспетчерской централизацией.
- Составляющими регулировки движения транспорта.
- Ограждающими установками.
- Диспетчерским автоматическим контролированием.
Железнодорожная телемеханика и автоматика делится на два класса: устройства телемеханики и автоматики на станции и перегоне. Первый класс устройств представлен автоматической локомотивной сигнализацией, автоматической блокировкой, автоматической переездной сигнализацией и системой диспетчерского контроля. К второму классу относятся комплекс горочной автоматики, диспетчерская и электрическая сигнализация и т.п.
Установки путевой блокировки обеспечивают и регулируют безопасность процесса следования железнодорожного транспорта по перегону и промежуточной станции. Электрожезловая система используется для регулировки следования транспорта перегонам, имеющим двустороннее движение.
Основными техническими составляющими создания и регулирования безопасного движения поездов, передвигающихся в пределах железнодорожных станций - устройства централизации сигналов и стрелок. При помощи них осуществляется управление стрелками и сигналами из одного пункта - пост централизации. В зависимости от использующейся энергии для управления для перевода стрелок бывает электрическая и механическая централизация. В состав диспетчерской централизации входят автоблокировка и устройства электрической централизации. Ей осуществляется управление стрелками и сигналами раздельных пунктов железнодорожного участка у диспетчера поезда, а регулирование движение поездов по перегонам происходит благодаря автоматической блокировке.
Телемеханика и автоматика на железнодорожном транспорте увеличивает пропускную способность железнодорожных станций и безопасность следования транспорта, способствует более лучшему использованию подвижного состава.
Связь на железнодорожном транспорте
Железнодорожная связь делится на общетехнологическую и оперативно-технологическую. Общетехнологическая обеспечивает функционирование железнодорожного транспорта и служб. Оперативно-технологическая используется для перевозочного процесса.
Оперативно-технологическая связь – это совокупность средств и систем связи, которые предназначены для реализации технологического процесса и регулирования движения железнодорожного транспорта, обеспечения нормальной работы технических устройств на станциях, а также ремонта и эксплуатации технических сооружений.
На железнодорожном транспорте используются радиосвязь и проводная связь. К проводной связи относятся:
- Поездная диспетчерская, использующаяся для связи между поездным диспетчером и дежурными по станциями.
- Станционная двухсторонняя парковая, которая предназначена для переговоров и оповещения между сотрудниками железнодорожной станции при помощи динамиков, стационарных микрофонных колонок и т.п.
- Поездная межстанционная, предназначенная для переговоров дежурных двух раздельных соседних пунктов.
- Энергодиспетчерская, использующаяся для связи между энергодиспетчером с дежурными по станциям участка и тяговыми подстанциями.
- Информационная, которая предназначена, которая необходима для передачи сведений на сортировочную станцию о подходе поездов.
- Подстанционная, которая используется для служебных переговоров сотрудников станций между друг другом, а также передачи телеграмм на линейные станции.
- Дорожная, которая необходима для служебной связи между управлением железной дороги и депо, крупными станциями, отделениями.
- Магистральная - для связи РЖД с управлениями дороги.
- Линейно-путевая, использующаяся для переговоров между сотрудниками дистанции пути.
Радиосвязь, которая используется на железнодорожном транспорте делится на маневровую (местные переговоры машинистов, технических сотрудников и т.п.), станционную (обеспечение двусторонней связи при ведении служебных переговоров) и поездную (для переговоров машинистов поездов, которые находятся на участке с дежурными по станциям).