Этапы технико-экономического обоснования системы электроснабжения серийного производства
Технико-экономическое обоснование – это документ, в котором представлена информация, служащая основанием для принятия решения о целесообразности создания какого-либо продукта или объекта.
Определяющими факторами при разработке технического обоснования являются социальные потребности, условия и требования рынка, экологические условия, потребности заказчика, уровень технологического прогресса и правовые требования.
Процесс составления технико-экономического обоснования проекта системы электроснабжения, в зависимости от поставленных задач и имеющихся ресурсов, может состоять из следующих этапов:
- Организации энергетического хозяйства. В состав данного этапа входят: организация планово-предупредительных работ, расчет необходимого количества электромонтеров, расчет годового фонда заработной платы, расчет стоимости электрического энергии, расчет амортизационных отчислений, расчет затрат на капитальный ремонт, расчет накладных расходов, расчет стоимости материалов, расчет прочих затрат.
- Техническое и экономическое обоснование проекта. В состав данного этапа входят: определение капитальных затрат, расчет эксплуатационных расходов, расчет потерь электрической энергии за один календарный год.
- Технико-экономическое обоснование выбора системы электрического привода. Данный этап состоит из сравнения предложенных вариантов электрического двигателя и расчета параметров выбранного электрического двигателя (реактивная нагрузка, потери активной мощности, степень экономичности, разность годовых затрат).
- Расчет стоимости монтажных работ. Данный этап состоит из выбора электрического оборудования, расчета стоимости расходных материалов, расчета стоимости вспомогательных материалов, расчета заработной платы монтажников, расчета общехозяйственных расходов, расчета общей стоимости монтажных работ.
- Вывод о целесообразности реализации проекта на основе данных предыдущих этапов.
Обоснование выбора системы электрического привода
Сравнение предложенных вариантов электрического двигателя производится по таким показателям, как:
- Эксплуатационные расходы.
- Капитальные вложения.
- Стоимость потери электрической энергии.
- Общая сумма затрат, на внедрение двигателя в систему.
- Амортизационные расходы.
- Стоимость ремонта электрического оборудования.
Амортизационные расходы – это часть затрат, формирующая себестоимость готового продукта
Формула для расчета эксплуатационных расходов выглядит следующим образом:
$Cэ = Са + Сn + Ср + Сз$
где, Ca - амортизационные расходы; Cn - стоимость потери электрической энергии; Ср - стоимость ремонта электрического оборудования; Сз - сумма затрат.
Для определения неизвестных величин в вышепредставленной формуле сначала производится расчет капиталовложений по формуле:
$КВ = Рn * n$
где, Рn - мощность двигателя; n - число оборотов в минуту.
Отсюда рассчитываются амортизационные затраты следующим образом:
$Ca = КВ * На$
где На - норма амортизации.
Стоимость потери электрической энергии может быть рассчитана по следующей формуле:
$Cn = А * Д$
где, А - потери электрической энергии; Д - дополнительная ставка.
В данной формуле нам неизвестно значение потери электрической энергии, которое рассчитывается по формуле:
$А = Рвд * (1 - кпд) * Кзд * Т$
где, Рвд - мощность на валу двигателя; кпд - коэффициент полезного действия; Кзд - коэффициент загрузки электрического двигателя; Т - фонд времени.
Коэффициент задержки электрического двигателя рассчитывается по следующей формуле:
$Кзд = Рвд/Рн$
Затраты на ремонт электрического оборудования можно рассчитать следующим образом:
$Ср = КВ * 8$%
После этого мы можем рассчитать общую сумму затрат по формуле:
$Сз = (Cn + Ca + Cp) *5$%
Теперь мы можем рассчитать общие эксплуатационные затраты:
$З = Рн * КВ * Сэ$
После этого сравниваем двигатели по степени экономичности, потерям активной мощности, реактивной нагрузке и разности годовых затрат.
Потери активной мощности определяются следующим образом:
$Р = Рвд * (1 – кпд)$
Где Рвд - мощность на валу; кпд - коэффициент полезной мощности.
Реактивная нагрузка считается следующим образом:
$Q = (Pвд / кпд) / tg$
Разность годовых затрат:
$Згод = Зб – Зм$
где, Зб - максимальные годовые затраты (из предложенных вариантов; Зм - минимальные годовые затраты (из предложенных вариантов).
Для расчета степени экономичности используется следующая формула
$Е = 100 * (З / (Рн * (КВб – КВм))$
где, З - разность годовых затрат; Рн - нормальный коэффициент эффективности капитальных вложения (табличная величина, которая равна 0,15); КВб - большие капитальные вложения; КВм - меньшие капитальные вложения.
На основе полученных значений выбирается один из предложенных вариантов электрического двигателя для системы привода, удовлетворяющий не только ее техническим требованиям, но и является более экономически выгодным.