Звукозапись — это процесс сохранения колебаний в диапазоне от 20 до 20 000 Гц на каком-либо носителе с помощью специальных приборов.
Введение
Желание слушать музыкальные произведения имелось у людей во все времена, но пригласить оркестр и исполнителей, чтобы усладить свой слух, могли далеко не все желающие. Сегодня же это желание может быть исполнено без каких-либо затруднений, для этого надо просто ткнуть пальцем в нужную кнопку или попросить голосового помощника воспроизвести желаемую мелодию. А в старые времена для этого нужно было пригласить музыкантов, оплатить их услуги и наслаждаться их не очень богатым репертуаром. Поэтому желание записывать музыку и далее пользоваться этой записью, когда это нужно конкретному пользователю вполне объяснимо.
История звукозаписи
Первые пробы воспроизвести музыку без участия музыкантов осуществлялись при помощи механики. Ещё в четырнадцатом веке во Фландрии было изобретено устройство, названное «карильон», которое представляло собой хроматически поднастроенные колокола, объединённые в общую конструкцию и подсоединённые к клавиатуре. Дальнейшие модификации конструкции карильона привели к добавлению специального цилиндра, снабжённого штифтами, которые располагались в строго заданной очерёдности. Штифты были предназначены или для управления язычками колоколов, или для управления молоточками, задевая о которые можно было также бить по колоколам. Изображение карильона представлено на фото ниже.
Рисунок 1. Карильон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В восемнадцатом веке цилиндр, снабжённый выступающими штифтами, начали использовать и в более мелких устройствах. Назывались такие устройства музыкальными шкатулками и в них колокола заменялись хроматически настроенными гребнями с металлическими пластинами. А уже в 1870-ом году цилиндр заменили на диск, что стало началом новой эры, а именно, эрой производства шкатулок со сменными дисками.
Основной проблемой механических устройств, которые могли воспроизводить музыку, являлась невозможность воспроизведения человеческого голоса. Первым смог решить эту задачу великий учёный Томас Эдисон, который изобрёл в 1877 году фонограф. Однако у фонографа был прообраз, именуемый палефоном Шарля Кро. Он позволял осуществлять запись, а затем и воспроизведение человеческого голоса при помощи спиральных записей на диск. Но это устройство не нашло в то время спонсорской поддержки и по этой причине не получило широкого распространения.
Эдисону же удалось всё сделать быстро и недорого, так как он отдал свою идею для реализации механику Джону Крузи, а позднее получил патент на эту конструкцию. В итоге именно Эдисона считают изобретателем первого «говорящего устройства», при помощи которого он сумел реализовать запись и воспроизведение детской песенки. В основу работы фонографа заложена трансляция звуковых колебаний при помощи иглы на поверхность вращающегося цилиндра, который покрыт оловянной фольгой. Стальная мембрана была способна улавливать звуки и передавать колебания игле, которая и наносила рисунок на фольгу. Цилиндр при этом необходимо было вращать вручную с постоянной частотой, равной одному обороту в секунду. Несмотря на то, что фонограф подвергался постоянному усовершенствованию Эдисоном, получить с его помощью высокое качество звучания никак не удавалось.
Очередной прорыв в развитии звукозаписи совершил американский изобретатель Э. Берлинер, который изобрёл в 1887 году граммофон. Принципиальным отличием этого аппарата стало осуществление записи на пластинку, а не на барабан. Интересен тот факт, что изначально он использовал стеклянные пластинки, покрытые сажей. Затем технология изготовления пластинок усложнилась, то есть, цинковый диск покрывался воском, на котором иридиевой иглой выцарапывалась запись, далее диск подвергался кислотному травлению в хромовой кислоте, что приводило к появлению канавок в цинке, затем диск отмывали и использовали в граммофоне. Берлинер серьезно работал над вопросом копирования пластинок и упорно работал в этом направлении. Результатом этой работы в 1888-ом году стало появление первой копии диска, выполненной из целлулоида. Она хранится и сегодня в Национальной библиотеке Вашингтона. Но у граммофонов был один существенный недостаток, а именно огромный рупор, что делало аппарат не особо мобильным.
В пятидесятых годах двадцатого века на смену патефонам пришли электропроигрыватели, использующие легкие и практичные виниловые пластинки. Виниловые пластинки изготавливали из винилита или из полихлорвинила (в СССР). Помимо легкости и практичности виниловые пластинки имели преимущество в длительности звучания (до получаса с оной стороны) и меньшей скорости проигрывания.
Попытки освоить магнитный метод звукозаписи осуществлялись еще в 1888 году, одновременно с механическими методами. Каким бы это странно не выглядело, но с тех пор способ аналоговой звукозаписи методом намагничивания практически не изменился. Вдоль записывающей головки с неизменной скоростью проходит носитель (изначально это была проволока, а позже начали использовать магнитную ленту), на саму головку подается сигнал с усилителя, в результате чего носитель приобретает намагниченность, соответствующую звуковому сигналу. Далее носитель протягивается вдоль воспроизводящей головки и создает в ней слабый электрический сигнал, который после усиления поступает в динамик.
В конце семидесятых годов двадцатого века интенсивно развивались компьютерные технологии, в результате чего появилась новая возможность записывать хранить и считывать информацию, в том числе и звуковую, в цифровом виде. В конце семидесятых годов прошлого века компании SONY и PHILIPS наладили изготовление компакт-дисков, запись на которые осуществлялась при помощи лазера, откуда и пошло название «лазерный диск».