Понятие статистики международной торговли и ее задачи
Международная торговля представляет собой сферу товарно-денежных отношений международного уровня, которая является совокупностью внешней торговли стран мира.
Статистика международной торговли – это специализированная многоцелевая совокупность материалов официальных статистических органов, которые характеризуют перемещение товаров между государствами.
Характерными чертами международной торговли являются:
- Использование различных видов валют;
- Вмешательство государства в взаимоотношения покупателей и продавцов, а также осуществление государственного контроля;
- Различия в перемещении производственных факторов между странами;
- Многоступенчатая структура международной торговли на современном этапе развития;
- Глобальность неконкурентной борьбы и широкий диапазон цен;
- Наличие экспорта и импорта.
Международная торговля – это сложная экономическая категория, рассмотрение которой должно происходить в трех аспектах:
- Организационно-техническом. В данном случае рассматривается физический обмен продукцией, при учете проблем перемещения товаров среди контрагентов и пересечения ими государственных границ.
- Рыночном. Международная торговля рассматривается как совокупность предложения и спроса: предложением является общее количество товаров, которое способны предложить производители по действующим ценам, а спросом – общее количество товаров, которое готовы купить потребители по настоящим ценам. Материализация международного спроса и предложения происходит в экспорте и импорте.
- Социально-экономическом аспекте, когда международная торговля является совокупностью общественных отношений, имеющих ряд признаков: они универсальны и объективны, а также имеют мировой характер.
Основные задачи статистики международной торговли состоят в следующем:
- Построение эффективной системы показателей (абсолютных и относительных);
- Анализ факторов, которые влияют на развитие каждого отдельно взятого показателя системы;
- Сравнительный анализ показателей конкретного государства с другими странами.
Важнейшие показатели статистики международной торговли
В статистике международной торговли используется целый ряд показателей и категорий, применимых только к данной отрасли.
Наиболее важными категориями являются:
- Товары, которые представляют собой материальные объекты, пользующиеся спросом и на которые установлены имущественные права;
- Услуги, являющиеся результатом разнородной деятельности и не принимающие материальную форму;
- Таможенная территория, т.е. территория, где действует таможенное законодательство данного государства;
- Продукция в свободном обращении – реализуемая без таможенных ограничений;
- Декларация на товары – документ, в котором заинтересованные лица просят применить к продукции соответствующий режим таможенного регулирования;
- Свободные зоны – это часть государственной территории, где вся ввезенная продукция рассматривается при взимании импортных пошлин как находящаяся за границами таможенной территории и не подлежащая типовому таможенному контролю.
К показателям международной торговли относятся:
Общая сумма экспорта страны, которая равна стоимости услуг и товаров, вывезенных за границу;
Общая сумма импорта страны – равна сумме стоимости услуг и товаров, ввезенных в страну;
Экспортная квота, являющаяся способом ограничения количества экспортируемых товаров и предотвращения снижения экспортной цены:
$Эк = Э / ВВП • 100$%, где $Э$ – это экспорт.
Импортная квота – является формой нетарифных ограничений, количественным способом ограничения ввоза продукции в страну:
$Ик = И / ВВП • 100$%, где $И$ – это импорт.
Внешнеторговая квота, которая представляет собой комплексный экономический показатель:
$Кзт = (Э + И) / ВВП • 100$%, где $Э$ и $И$ – годовой объем экспорта и импорта соответственно.
Сальдо внешней торговли, которое рассчитывается как разница экспорта и импорта.
Показатель внешнеторгового оборота:
$ВТО = Э + И$
Регулирование международной торговли и преимущества участия в мировом обмене товарами
Регулирование международных торговых отношений можно разделить на регулирование при помощи международных соглашений и государственное регулирование. Государственное регулирование также подразделяется на тарифное и нетарифное.
Тарифное регулирование выражается в применении пошлин, уплачиваемых за провоз продукции через границы. Цель установления пошлин – ограничение объема импортируемой продукции и снижение конкурентного давления со стороны иностранных производителей. Применение экспортных пошлин происходит реже, по сравнению с импортными. Большую роль в международном регулировании торговли играют международные соглашения, которые определяют ключевые привила и основные принципы международной торговли. Наиболее известными соглашениями являются:
- ГАТТ (Генеральное соглашение в области тарифов и торговли). Данное соглашение гарантирует участникам международных торговых отношений отсутствие дискриминации и равенство;
- ВТО (всемирная организации торговли), которая является преемницей принципов ГАТТ. В ВТО сохранены все основные положения ГАТТ, дополненные условиями предоставления свободы в торговле с помощью либерализации. ВТО не является членом ООН, в связи с чем она реализует независимую политику.
Целесообразность международных торговых связей определяется двумя обстоятельствами:
- Неравномерность распределения ресурсов между странами;
- Эффективный производственный процесс требует комбинации различных типов технологий и ресурсов.
Страна, которая осуществляет международную торговлю, имеет ряд преимуществ:
- Увеличивается уровень занятости в данном государстве;
- Чаще происходит модернизация предприятий;
- Увеличивается экспортная выручка;
- Производственные процессы становятся интенсивнее.