В статье анализируются изобразительные памятники центрального Казахстана, представленные предметами мелкой пластики и полученные за многолетнюю историю археологического изучения региона. Импульсом к проведению данного исследования послужили новые находки в элитных курганах Сарыарки — Талды-2, Шерубай, Карашокы, аналогии которым обнаруживаются в ряде синхронных комплексов Казахстана и центральной Азии — Жалаулы, Шиликты, Тагискен, Кичигино I, Аржан-2. Изучение предметов художественной культуры позволяет выявить излюбленные анималистические образы древних номадов региона, исследовать стилистические приемы, анализировать принципы построения композиций и техники изготовления ювелирных изделий, а также наметить векторы связей, имевших место в среде кочевников I тыс. до н. э.
В статье в научный оборот вводится изображение кошачьего хищника, выявленное в ходе раскопок кургана № 10 могильника Ашутасты-1. Памятник исследовался экспедицией Института археологии им. А.Х. Маргулана под руководством авторов в полевом сезоне 2015 г. Полученные материалы на основе анализа особенностей погребального обряда, а также по типу бронзового наконечника датируются VII-VI вв. до н.э. Территориально изученный комплекс расположен в пределах западного крыла обширного историко-культурного региона Сарыарка, протянувшегося от Шынгыстау на востоке до Улытау на западе. Очерченный ареал совпадает с территорией распространения памятников тасмолинской культуры, выделенной и обоснованной известным казахстанским археологом М.К. Кадырбаевым. Анализируемые изображения кошачьего хищника из Ашутасты-1 находят близкие аналогии среди материалов, полученных при раскопках могильников сакского времени Акбеит, Байке-2, Карашокы, Талды-2, проводившихся под руководством А.З. Бейсенова. Аналогичные ...