в конце 1990-х гг. этот термин использовался при описании попыток возродить и модернизировать политическую философию социальной демократии. Сам термин ассоциируется прежде всего с британским правительством лейбористов, избранным в 1997 г., хотя возрождение социальной демократии представляло собой гораздо более широкое движение, охватывавшее вновь избранные левоцентристские правительства по всей Европе в конце ХХ в. В прошлом идея «третьего пути» использовалась в 1950-е гг. для обозначения самой социальной демократии, рассматриваемой в качестве альтернативы социалистическим обществам советского типа и американскому либерализму свободного рынка,
а в 1970-е гг. — в отношении «рыночного социализма». С социологической точки зрения политика третьего пути исследовалась Э. Гидденсом (Giddens, 1998). По его мнению, социальная демократия старого типа («старые левые») в Британии и других европейских обществах отличалась следующим. (1) Государство активно участвовало в социальной и экономической жизни. Одним из проявлений этого было доминирование государства над гражданским обществом. Государственное вмешательство в экономику заключалось во введении определенных ограничений для предпринимателей и компаний, осуществлении многих видов экономической активности в рамках государственной собственности и попытках регулировать общий уровень активности в экономике посредством управления экономическим спросом. Основной целью такой политики было обеспечение полной занятости. (2) Характерной чертой принятия решений в политической и экономической сферах был корпоратизм, а важными социальными ценностями, сдерживающими индивидуализм, были эгалитаризм и коллективизм. (3) «Старые левые» стремились к расширению сферы гражданства посредством всестороннего и хорошо финансируемого государства всеобщего благосостояния. (4) Несмотря на заявления о следовании принципам интернационализма, социал-демократические взгляды на мир были биполярными и отражали противостояние США и Советского Союза, определявшее политическое мышление в период холодной войны (1945-1989). В период с начала 1980-х до конца 1990-х гг. — период политического правления в Британии и США неолиберальных «новых правых» и распространения их идей в других обществах — социал-демократические партии старого толка стали менее влиятельными. В противоположность социал-демократизму, неолибералисты выступали за минимальное правительство, автономное гражданское общество, свободную экономику и свободные рынки, индивидуализм, неравенство, моральный авторитаризм и минимальное государство всеобщего благосостояния. В это же время происходят крупные изменения в мировой экономической системе, связанные с глобализацией, в результате которых значительно уменьшилась способность национальных правительств регулировать свою экономику. Наблюдался также важный культурный сдвиг, отмеченный уси лением индивидуализма, упадком традиций и повышением степени личной автономии. Именно это изменение социальных ценностей первоначально определяло политическую повестку «новых правых». Цель политики третьего пути заключается в том, чтобы сделать социальную демократию совместимой с глобализованной экономикой и изменившимися ценностями избирателей. Основной аргумент, выдвигаемый представителями данного направления, состоит в том, что социал-демократические цели обеспечения социальной справедливости, сокращения экономического неравенства, демократизации институтов и, таким образом, наделения людей большей степенью контроля над своей жизнью, по-прежнему являются значимыми. Однако они должны быть адаптированы с учетом изменившегося мира и новых направлений в политике. Если относительно характера вызова, с которым столкнулась социал-демократическая политика, существует определенный консенсус, то в вопросе о том, каким образом следует изменять политику, мнения расходятся. Политические мыслители подчеркивают различные элементы и по-разному отвечают на вопросы о том, в какой степени следует использовать идеи «новых правых» и насколько влиятельными остаются в рамках глобализованной экономики нации-государства, выстраивающие свою политику самостоятельно или действующие в составе Европейского Союза. С этой точки зрения не все общества находятся в одинаковом положении: традиционные социал-демократические институты и ценности по-прежнему сильнее в одних обществах (например, в Германии) по сравнению с другими (например, с Соединенным Королевством), что требует проведения различной политики
Никсону пришлось направить свою политику на преодоление экономического кризиса. В августе 1971 г.... Внутренняя и внешняя политика Картера
Следующий президент – Дж.... Клинтон, провозгласивший «третийпуть», включавший в себя:
с одной стороны, отказ от жесткой «рейганомики... Суть «Третьегопути» заключалась в преодолении бедности, равенстве возможностей, поддержке малоимущих... динамизма и частной инициативы рынка
активности граждан и их объединений
«Третийпуть» обеспечил США
Статья посвящена теоретическим аспектам концепции социально-экономического развития по «третьему пути». Автор рассматривает идеологию «третьего пути» как фактор идентификации на Востоке и дает сравнительную характеристику особенностей политико-правовой доктрины «третьего пути» на Западе (Л. Дюги) и теории и практики построения общества на Востоке (А. Сукарно и М. Каддафи).
:
силовыми методами подавлялись выступления шахтеров против политики властей по закрытию нерентабельных... «Третийпуть» Энтони Блэра
На новых парламентских выборах в мае 1997 г. триумфальную победу одержали... Блэр пообещал «прорыв» в социальной политике, его программа получила название «третийпуть».... Определение 1
«Третийпуть» представлял собой «новую смешанную экономику», где государство, с одной... Важная роль в политике «третьегопути» принадлежит опоре на структуры гражданского общества, представленные
В статье рассматривается доктрина «третьего пути» аргентинского президента Хуана Доминго Перона и ее влияние на внешнюю политику Аргентины в 1946-1955 гг. Автор исследует данную доктрину в качестве политико-идеологической и философской концепции, которая лежала не только в основе внутренней политики, проводимой Пероном в течение его двух президентских сроков, но и определяла также основные направления внешнеполитического курса. Анализируется процесс зарождения и развития политико-философских идей Перона, которые легли в основу доктрины «третьего пути». Кроме того, автор выделяет основные характеристики данной идеологической концепции и подвергает анализу основные направления внешней политики Аргентины на предмет их соответствия перонистскому «третьему пути». Отмечаются основные успехи аргентинской дипломатии, достигнутые в рамках данной доктрины. Автор приходит к выводу, что идеология «третьего пути» Перона оказывала значительное влияние на внешнюю политику государства, фактически о...
идея об ответственности всей социальной или
этнической группы за преступления ее отдельных представителей. Принцип коллективной
ответственности неоднократно применялся в тоталитарных государствах и приводил к
массовым репрессиям против невинных людей. В то же время философская мысль ХХ века
неоднократно поднимала вопрос о моральной ответственности всего народа за злодеяния,
совершенные его политическими лидерами или частью населения страны. На этот
мучительный и неоднозначный вопрос не было найдено единого ответа.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут