В статье исследуется взаимосвязь точности опознавания классических эмоциональных фотоэталонов, заимствованных из набора П. Экмана, при временной экспозиции 13, 26, 39 и 52 мс на фоне зашумленного экрана с личностными качествами воспринимающих. В качестве испытуемых-наблюдателей выступили 34 студента. Обнаружено, что плохо опознаются: «счастье» интровертами, «гнев» людьми с проблемной волевой сферой и отсутствием ориентации на социальные нормы и других людей, «страх» людьми, ориентированными на соперничество, «нейтральное лицо» людьми беззаботными, стабильными и самодостаточными. Хорошо опознаются: «страх» и «удивление» людьми с пластичной эмоциональной сферой, «отвращение» волевыми людьми. Меньше всего ошибок при опознавании эмоций совершают люди с эмоциональной привязанностью.
Изучалась взаимосвязь особенностей микрогенеза восприятия эмоциональных фотоэталонов с ведущими тенденциями развития личности (рассматриваемых в рамках теории влечений Л. Сонди) на примере исследования мужской выборки студентов (17 человек). Метод исследования: предъявление эмоциональных фотоэталонов (фотоэталонов экспрессий лица по П. Экману) в микроинтервалах времени на фоне «шума». Реализуемые временные интервалы: 16 мс, 34 мс, 49 мс, 66 мс. Установлено: 1. Процесс микрогенеза восприятия эмоциональных фотоэталонов протекает как ряд актуалгенетических фаз, в процессе которых происходит смена механизмов восприятия. Первые две фазы составляют период неосознаваемой эмоциональной установки (до 34 мс включительно), последующие период осознанной идентификации эмоциональных фотоэталонов. 2. Каждая фаза микрогенеза восприятия несет уникальную информацию о взаимосвязях ведущих тенденций развития личности с особенностями опознавания эмоциональных фотоэталонов. 3. Каждый из эмоциональных фот...