(англ. method of introspection ) – получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним. Субъект самонаблюдения, выступающий в то же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; поэтому данные его наблюдения м. б. искаженными неконтролируемыми переменными и, следовательно, неоднозначными. Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для научной разработки проблем. Квалифицированное самонаблюдение требует психологической подготовки; вполне объяснимы трудности, которые встречаются при вербализации его. М. с. используется в конфликтологии. Любой конфликтолог часть своих знаний о конфликтах получает, оценивая собственное поведение и психические состояния в ситуациях межличностных и внутриличностных конфликтов. Информация от участников конфликта в процессе его урегулирования также получается во многом на основе их самонаблюдения.
Поэтому, исходя из понимания сознания, нельзя самонаблюдение признать ни единственным, ни основным методом... Отношение к методусамонаблюденияСамонаблюдение как основной метод психологии признавалось во времена... Имея своих приверженцев методсамонаблюдения, имел и много жестоких противников.... Контом, который считал, что попытка превратить самонаблюдение в метод психологического познания есть... Сомнению можно подвергнуть не существование самонаблюдения, а значение его как метода научного познания
В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии - самонаблюдения. Утверждается, что самоочевидность внутреннего опыта у Р. Декарта есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов.
Определение 1
Самонаблюдение (интроспекция) — это метод психологических исследований, суть которого... Становление методасамонаблюденияСамонаблюдение представляет собой метод углублённого исследования и... Исторически самонаблюдение является первым методом научной психологии.... Самонаблюдение как самоочевидное знание
История методасамонаблюдения в европейской психологической науке... Самонаблюдение по Декарту стало специфическим методом познания души.
В статье идет речь о методике научного исследования и необходимости поиска адекватного метода для изучения языковой личности в определенных условиях ее существования. Статья посвящена методу самонаблюдения (интроспекции), имеющему долгую историю применения в психологических исследованиях. Кратко характеризуется неоднозначность отношения исследователей к методу интроспекции в психологическом познании. Отмечается возрождение интереса к методу в современных исследованиях, в которых самонаблюдение используется как инструмент исследования реальности, недоступной для изучения другими методами. Обращается внимание на актуальные изменения в науке и на формирование понятия наблюдателя, объединяющего в себе субъектные и предметные характеристики. Рассматривается возможность применения метода самонаблюдения в лингвистических исследованиях, в частности, в лингвоперсонологии как направлении лингвистического знания, объектом которого является языковая личность. Учитывая дискуссионность использова...
межгрупповая дифференциация в форме противопоставления своей группы и внешней по отношению к ней группы (или групп). «М. и о.» является феноменом психологии межгрупповых отношений и тождественно понятию «свои-чужие». Дифференциация «М. и о.» проявляется в том, что людям свойственно приписывать позитивные события своей группе, а негативные – чужой. Кроме того, позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписывались внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному поведению «чужих» – внешние причины. На уровне психологии взаимоотношений, установки на «М. и о.» способствуют не сближению, а дальнейшему межгрупповому эмоциональному отчуждению. Экспериментально доказано, что существуют различия в приписывании причин поведения «своим» и «чужим». Относительно причин такой асимметрии есть два подхода: мотивационный и когнитивный. Согласно первой модели в основе дифференциации «М. и о.» лежит мотив защиты своей группы. Мотивационная модель механизмов, лежащих в основе деления «М. и о.», предсказывает использование внутренних и стабильных причин для объяснения позитивного поведения «своих» и негативного поведения «чужих», вне зависимости от ожиданий, основанных на стереотипах. Сторонники когнитивистской модели утверждают, что существует тенденция приписывать поведению, которое согласуется со стереотипами, внутренние и/или стабильные причины, а поведению, которое не согласуется со стереотипами, – внешние и/или нестабильные причины, вне зависимости от того, позитивно это поведение или негативно и кому оно свойственно – «своему» или «чужому». Выделены следующие ситуации, в которых индивиды мотивированы к активизации дифференциации «М. и о.»: 1) когда они испытывают страх за свою социальную идентичность; 2) когда они принадлежат к группе, имеющей несправедливо низкий статус; 3) когда межгрупповые отношения конкурентны; 4) когда отсутствуют надгрупповые категории, включающие представителей и своей, и чужой групп.
(от лат. aggressiо – нападение) – одна из основных форм поведения животных, направленных на уничтожение или устранение из сферы влияния др. живых организмов, чаще представителей того же, реже – др. вида животных. А. п. ж. слагается из двух противоположных компонентов – нападения и бегства, относительная сила и взаимодействие которых определяют интенсивность и результативность зооконфликтов между животными.