Вторичный анализ
анализ данных различных социологических исследований с целью решения собственных исследовательских задач, т.е. использование «чужих» исследований в собственных научно-исследовательских целях.
термин, используемый для обозначения класса людей, находящихся на границе как среднего, так и рабочего классов. Люди данного класса могут владеть средствами производства, но их доход является довольно низким, а условия работы — относительно плохими. Например, крестьяне и мелкие фермеры владеют землей, у владельцев небольших магазинов и мелких торговцев есть свой бизнес, а у индивидуальных ремесленников помимо высокой квалификации — инструменты и оборудование. Социологи, в частности, марксистские, испытывали трудности в определении места мелкой буржуазии в социально-классовой структуре, основанной на собственности на средства производства, поскольку ее представители обладают характеристиками как среднего, так и рабочего классов. При этом данный класс действительно обладает рядом отличительных черт. Например, несмотря на то, что многие мелкие буржуа живут в тех же районах, что и рабочий класс, их политическое поведение и установки в гораздо большей степени соответствуют среднему классу. В современной истории континентальной Европы мелкая буржуазия была важной социальной базой фашистских движений. О своеобразии и маргинальности мелкой буржуазии свидетельствуют результаты эмпирических исследований владельцев небольших магазинов. Несмотря на сокращение рыночной доли таких магазинов, пропорционального сокращения их числа не произошло. Их владельцы обычно имеют продолжительный рабочий день, работают в плохих условиях и получают доход немногим выше дохода работников физического труда. Вместе с тем мелкие торговцы могут накапливать деньги, иметь собственные дома и потреблять больше товаров долговременного пользования по сравнению со своими соседями-рабочими. Несмотря на очевидную экономическую непривлекательность такого бизнеса, нет недостатка в новичках, стремящихся попробовать свои силы на этом поприще. Превыше всего мелкие торговцы ценят независимость и работу на самих себя.
– представители властных структур, предприниматели, миллиардеры;
во-вторых, средняя буржуазия – также...
кто имеет возможность расширять свои предприятия, работать как частные предприниматели;
в-третьих, мелкая...
буржуазия – средний класс и те, кто также может осуществлять предпринимательскую деятельность на частном...
Помимо классов, которые были перечислены нами – крупная буржуазия, средняя буржуазия, мелкая буржуазия...
Это такие классы, как мелкое чиновничество, государственные служащие, работники силовых структур и самозанятые
Одно из немногих исследований (автором которого является известный российский экономист Г.И. Ханин), посвященных происхождению, состоянию и будущему современной российской буржуазии. В статье показывается качественное отличие российской буржуазии от буржуазии других стран, связанное с особенностями ее формирования, а именно, — нелегитимный характер образования большей ее части. На основе официальных данных и авторских расчетов выявляются количественные данные о современной российской буржуазии, о распределении между крупной, средней и мелкой буржуазией, оценивается динамика по отдельным этапам развития постсоветской экономики, а также эффективность в сравнении с государственным сектором и периодом советской экономики. Показываются сильные (гибкость, инициативность, пассионарность) и слабые стороны (алчность, малая инновационность) современной российской буржуазии. Представлены четыре сценария будущего российской буржуазии в зависимости от действий государственной власти и самой бурж...
противоречия между буржуазией и пролетариатом, вызванные развитием капиталистических отношений....
Вызванные правительством отряды Национальной гвардии, в основном состоявшие из мелких и средних буржуа...
Это для буржуазии облегчило подготовку к контрнаступлению....
Буржуазия нашла опора в крестьянстве и мелкой буржуазии....
Поражение мелкой буржуазии было использовано для дальнейшей ликвидации всех завоеваний первого периода
С 1991 г. у власти в России находится капиталистический класс. На основе анализа существующих российских и зарубежных статистических исследований мы можем попытаться выделить основные характеристики этого класса. Автор выделяет семь характеристик капиталистического класса России, которые определяют основные черты политики страны.
анализ данных различных социологических исследований с целью решения собственных исследовательских задач, т.е. использование «чужих» исследований в собственных научно-исследовательских целях.
существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей.
феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более диф ференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны.
Наведи камеру телефона на QR-код — бот Автор24 откроется на вашем телефоне