В статье проведен анализ пяти основных типов износа бандажей колесных пар подвижного состава в условиях железных дорог России. Полученные результаты позволили установить, что основными видами изнашивания гребней колес и боковой грани головки является изнашивание при заедании, усталостное и вследствие пластической деформации. Сопутствующим является ударно-усталостное изнашивание. Рассмотрены устройство и принцип работы установки плазменного упрочнения на примере колесных пар грузового электровоза серии 2ЭС4К Дончак, системы видео мониторинга трибокон-такта «колесо-рельс» и опытного гребнесмазывателя, разработанных в Ростовском государственном университете путей сообщения, предназначенные для снижения интенсивности изнашивания бандажей колесных пар.
Впервые рассматривается использование датчиков угловых перемещений для вибродиагностики медленно развивающихся дефектов на примере червячных передач, подверженных изнашиванию в процессе работы. Актуальным является вопрос широкого внедрения вибродиагностики любых механизмов роторного типа, не только червячных передач, особенно в «полевых» условиях, где ограничен доступ к диагностическим центрам с высококвалифицированными экспертами по диагностике конкретного вида оборудования. Для решения этой проблемы желательно минимизировать затраты на диагностирование, упростить его алгоритм, что позволит работать с системой вибродиагностики пользователю без специальной подготовки в этой области, но в то же время необходимо обеспечить требуемую глубину диагноза. Одним из перспективных направлений решения указанной проблемы является использование в качестве исходной информацию, полученную в результате анализа вибросигнала углового движения выходного вала (крутильной составляющей вибросигнала). Пос...