Рассматриваются понятия тона и цвета, их взаимосвязь; ритм тона, цвета, света, тени; достижение объема и воздушной перспективы с помощью тональных отношений.
В статье рассматривается необходимость изучения человека в живописи, при подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства. Определена последовательность выполнения заданий по изучению живой модели с натуры, доказана необходимость включения в тематический план по живописи таких заданий как: «натюрморт с античным гипсовым слепком головы», «гризайль головы натурщика», «этюд обнаженной модели», «этюд кистей рук натурщика», «этюд драпировок на манекене». Приведены примеры основных этапов работы над этюдами с изображением человека: работа над эскизами, подготовительный рисунок в живописи, раскрытие формата цветом, работа над деталями, завершение этюда (обобщение). Выполнение заданий по живописи в данном порядке позволяет добиться высоких результатов по живописи за ограниченное количество времени.