Развитие сферы образования и педагогической науки является результатом инноваций, которые возникают в соответствующих сферах человеческой деятельности. Явление инновации придает образовательным системам специфику, определяет их эмерджментные и синергетические свойства, которые позволяют трактовать такие системы как инновационные. В зависимости от назначения, способа происхождения, состава и природы, инновационные системы подразделены на искусственные, естественные и смешанные. Выявлена специфика каждого вида систем, определены их эмерджментные и синергетические свойства. В частности, показано, что системы функционирует в единстве с другими (не обязательно инновационными) видами систем в образовании.
В статье обосновывается актуальность создания педагогической модели формирования готовности студентов к эффективным действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; рассматриваются нормативные предпосылки, структура, компоненты и условия функционирования модели; выявляются ее эмерджментные свойства.