Предмет рассмотрения данной статьи теория аукционов, являющаяся не только теорией институционального направления, но и важнейшим инструментом изучения и обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса. Представлена общая характеристика аукционного механизма, раскрываются его параметры определяющих свойств. В качестве параметров аукциона как института выделяются оценки, типы взаимодействия, направления движения цены, методы определения цены закрытия, способы оглашения цены, а также число объектов. Затрагиваются важные вопросы стратегий, которые должны быть учтены при организации аукционов и которые необходимы для обеспечения экономической безопасности государства, бизнеса.
В настоящей статье идентифицируются специфические свойства аукциона, проводимого в целях приобретения товаров (работ, услуг), аукциона покупателя, которые ставят под сомнение возможность его эффективного использования в государственных закупках, независимо от очной или электронной формы его проведения: неизбежность приобретения наименее предпочтительного, с точки зрения заказчика, товара (при закупке неоднородных товаров), наличие стимулов к демпингу и сговору поставщиков.