В настоящее время онлайн-отзывы стали одним из наиболее эффективных инструментов влияния на поведение пользователя и объем продаж. В статье анализируются характеристики более трех тысяч онлайн-отзывов российских пользователей на рынке электроники и бытовой техники. Установлено статистически значимое различие в степени влияния новых и старых отзывов на принятие решения написать свой отзыв, причем количество отзывов, принимаемых во внимание покупателем, растет с увеличением их общего числа. Также было выявлено положительное влияние среднего балла и цены товара на дисперсию оценок. Исходя из концепции разницы в эффективности передачи информации о качестве товара, товары были разделены на экспериментальные и поисковые блага. Далее предлагается эконометрическая модель, определяющая вероятность написания отзыва пользователем, а также его содержание в зависимости от количества и содержания отзывов, размещенных ранее.
Информационной базой исследования служили данные Росстата по 80 субъектам Федерации за 2010 г. Анализ показал высокую региональную дифференциацию обеспеченности населения автомобилями, компьютерами и практически всеми видам электронной техники (коэффициент вариации равен 23–35%), за исключением обеспеченности телевизорами. В обеспеченности бытовой техникой (за исключением швейных и вязальных машин, не пользующихся спросом в экономически развитых регионах с относительно высокими доходами населения) неравенство в 3–4 раза ниже. Если бы перечень учитываемых статистикой предметов длительного пользования был дополнен современным оборудованием и качественными параметрами, то с большой вероятностью дифференциация была бы значительно выше.