Периодом возрождения и расцвета общественной мысли татар можно считать конец XVIII - начало XX в. На этот период приходится жизнь и деятельность известного татарского ученого, богослова Ш. Марджани. Его по праву можно назвать ученым энциклопедистом, так как он является автором трудов по истории, языку, вероучению ислама, исламскому праву, коранистике и другим наукам. Труды Ш. Марджани востребованы, пишутся сотни научных исследований, но до сих пор остаются малоизученные аспекты. В данной статье рассматриваются основные богословские труды, анализируются идеи богослова, связанные с проблемами исламского права. В исследовании использованы арабоязычные рукописные труды Ш. Марджани «Тазкират ал-муниб би ‘адам тазкиййат ахл ас-салиб» из отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского и его опубликованные труды «Китаб хакк ал-маʻрифа ва хусн ал-идрак бима йалзиму фи вуджуб ал-фитр ва ал-имсак» (Казань, 1880), «Мукаддима китаб вафиййат ал-аслаф ва тахиййат ал-ахлаф»...
Предметом исследования в статье является определение места и роли ислама в системе этнической и религиозной идентичности карачаевцев и балкарцев. Ислам это очень четко иерархически выстроенная система идентичности, в которой имеется несколько уровней. Первый принадлежность к умме Авраама, к общине Авраама, в которую включается и ахль аль-Китаб, то есть люди Писания. Второй уровень идентичности это собственно ислам. Вопрос об истоках, первых проявлениях, хронологических рубежах проникновения Ислама в Карачай и Балкарию до сих пор остается малоисследованным. 18 век был веком триумфа ислама на Северном Кавказе, он был принят почти всеми народами Северного Кавказа и Дагестана. Не только в религиозном, но и шире в социокультурном смысле карачаево-балкарцы уже в первой половине ХVIII в.