Учебные библиотеки: виды, задачи деятельности
Термин «учебные библиотеки» используется в библиотековедении для обозначения одного из функциональных типов библиотечных учреждений, которые обслуживают информационные нужды образовательных организаций разного уровня.
Построение классификации учебных библиотек основывается на выделении типов образовательных учреждений. В соответствии с этим критерием можно выделить:
- Учебные библиотеки при высших учебных заведениях, к которым относятся университеты, академии и институты.
- Библиотеки, функционирующие при учреждениях среднего профессионального образования (колледжах, техникумах, училищах культуры и искусств).
- Школьные библиотеки.
Наряду с собственно библиотечной деятельностью все учебные библиотеки осуществляют также работу, направленную на содействие воспитанию учащихся, а также удовлетворению их образовательных потребностей.
Особенности учебной библиотеки как учреждения обусловливают не только ее социальную миссию, но и состав фондов. Библиотеки учебных учреждений отличаются от универсальных библиотек специализацией фонда, в состав которого входит учебная и методическая литература по профилю образовательного учреждения.
Основные задачи библиотечной деятельности в учебных библиотеках заключаются в следующем:
- Информационное обеспечение учебной деятельности научно-учебной, методической, справочной, универсальной литературой.
- Поддержка методической и научно-исследовательской деятельности учебного учреждения.
- Создание и развитие информационной ресурсной базы для удовлетворения образовательных нужд учащихся и преподавателей (педагогов).
- Содействие воспитанию, формированию научного мировоззрения, гуманистической системы ценностей, этических принципов, эстетики поведения.
- Помощь в формировании культурных и личностных компетенций, развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и педагогических работников.
- Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
- Внедрение инновационных решений в практику библиотечно-информационной работы.
Библиотеки высших и средних профессиональных учебных заведений
Библиотеки вузов, также называемые академическими, обслуживают студентов и профессорско-преподавательский состав, осуществляя широкий спектр иных функций, связанных со спецификой работы высшего учебного заведения.
Помимо обеспечения студентов, научных сотрудников и преподавателей необходимой литературой, библиотеки вузов участвуют в поддержке научно-исследовательской, воспитательной, редакционной и инновационной работы учебных учреждений. Содействие научной издательской деятельности способствует популяризации исследований, проводимых специалистами вуза, росту публикаций и индексов цитирования, которые являются одними из показателей высоких академических достижений. Это определяет оценку эффективности деятельности вуза и место в рейтинге иных высших учебных заведений, поэтому библиотека, осуществляя поддержку публикационной деятельности вуза, способствует формированию его имиджа в современном научно-исследовательском пространстве.
Библиотеки средних профессиональных учреждений выполняют функции, сходные с вузовскими библиотеками. Однако состав фондов и особенности работы с читателями здесь определяются спецификой профессионального образования. Фонды библиотек СПО имеют многоотраслевой прикладной характер и ориентированы профессиональное развитие студентов. В библиотеках СПО также приоритетным направлением деятельности является воспитательная работа, поскольку библиотека выступает частью единой образовательной системы, осуществляющей триединую образовательную функцию: обучение, воспитание и развитие (просвещение).
Школьные библиотеки в системе учебных библиотек
Библиотеки школ являются самыми многочисленными среди всех видов учебных библиотек, поскольку они функционируют на базе средних общеобразовательных учреждений. Общий их функционал связан с теми же видами деятельности, что и других учебных библиотек. Однако специфика школьной библиотеки состоит в том, что она является «первичным» звеном в информационно-ресурсной системе учебных библиотек, поэтому ее миссия включает особые направления работы, связанные с формированием и развитием потребностей в чтении, читательской компетенции, информационной культуры и связанных с ней умений и навыков. Библиотека школы активно включается в образовательную воспитательную работу учебного заведения, а ее персонал относится к числу педагогических работников. Основной упор в работе делается на создание условий ля всестороннего развития личности ребенка, а также создание условий для сотрудничества семьи и школы. При этом проблемы профессионального самоопределения, научно-исследовательская, инновационная деятельность, хотя и входят в сферу деятельности школьной библиотеки, не являются для нее приоритетными.
Таким образом, современная система учебных библиотек отражает структуру и особенности системы образования и ориентирована на реализацию широкого спектра задач в области социализации, обучения, развития и воспитания учащихся.