Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Учебные библиотеки: виды, задачи деятельности

Учебные библиотеки: виды, задачи деятельности

Определение 1

Термин «учебные библиотеки» используется в библиотековедении для обозначения одного из функциональных типов библиотечных учреждений, которые обслуживают информационные нужды образовательных организаций разного уровня.

Построение классификации учебных библиотек основывается на выделении типов образовательных учреждений. В соответствии с этим критерием можно выделить:

  1. Учебные библиотеки при высших учебных заведениях, к которым относятся университеты, академии и институты.
  2. Библиотеки, функционирующие при учреждениях среднего профессионального образования (колледжах, техникумах, училищах культуры и искусств).
  3. Школьные библиотеки.

Наряду с собственно библиотечной деятельностью все учебные библиотеки осуществляют также работу, направленную на содействие воспитанию учащихся, а также удовлетворению их образовательных потребностей.

Особенности учебной библиотеки как учреждения обусловливают не только ее социальную миссию, но и состав фондов. Библиотеки учебных учреждений отличаются от универсальных библиотек специализацией фонда, в состав которого входит учебная и методическая литература по профилю образовательного учреждения.

Основные задачи библиотечной деятельности в учебных библиотеках заключаются в следующем:

  1. Информационное обеспечение учебной деятельности научно-учебной, методической, справочной, универсальной литературой.
  2. Поддержка методической и научно-исследовательской деятельности учебного учреждения.
  3. Создание и развитие информационной ресурсной базы для удовлетворения образовательных нужд учащихся и преподавателей (педагогов).
  4. Содействие воспитанию, формированию научного мировоззрения, гуманистической системы ценностей, этических принципов, эстетики поведения.
  5. Помощь в формировании культурных и личностных компетенций, развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и педагогических работников.
  6. Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
  7. Внедрение инновационных решений в практику библиотечно-информационной работы.
«Учебные библиотеки: виды, задачи деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Библиотеки высших и средних профессиональных учебных заведений

Библиотеки вузов, также называемые академическими, обслуживают студентов и профессорско-преподавательский состав, осуществляя широкий спектр иных функций, связанных со спецификой работы высшего учебного заведения.

Помимо обеспечения студентов, научных сотрудников и преподавателей необходимой литературой, библиотеки вузов участвуют в поддержке научно-исследовательской, воспитательной, редакционной и инновационной работы учебных учреждений. Содействие научной издательской деятельности способствует популяризации исследований, проводимых специалистами вуза, росту публикаций и индексов цитирования, которые являются одними из показателей высоких академических достижений. Это определяет оценку эффективности деятельности вуза и место в рейтинге иных высших учебных заведений, поэтому библиотека, осуществляя поддержку публикационной деятельности вуза, способствует формированию его имиджа в современном научно-исследовательском пространстве.

Библиотеки средних профессиональных учреждений выполняют функции, сходные с вузовскими библиотеками. Однако состав фондов и особенности работы с читателями здесь определяются спецификой профессионального образования. Фонды библиотек СПО имеют многоотраслевой прикладной характер и ориентированы профессиональное развитие студентов. В библиотеках СПО также приоритетным направлением деятельности является воспитательная работа, поскольку библиотека выступает частью единой образовательной системы, осуществляющей триединую образовательную функцию: обучение, воспитание и развитие (просвещение).

Школьные библиотеки в системе учебных библиотек

Библиотеки школ являются самыми многочисленными среди всех видов учебных библиотек, поскольку они функционируют на базе средних общеобразовательных учреждений. Общий их функционал связан с теми же видами деятельности, что и других учебных библиотек. Однако специфика школьной библиотеки состоит в том, что она является «первичным» звеном в информационно-ресурсной системе учебных библиотек, поэтому ее миссия включает особые направления работы, связанные с формированием и развитием потребностей в чтении, читательской компетенции, информационной культуры и связанных с ней умений и навыков. Библиотека школы активно включается в образовательную воспитательную работу учебного заведения, а ее персонал относится к числу педагогических работников. Основной упор в работе делается на создание условий ля всестороннего развития личности ребенка, а также создание условий для сотрудничества семьи и школы. При этом проблемы профессионального самоопределения, научно-исследовательская, инновационная деятельность, хотя и входят в сферу деятельности школьной библиотеки, не являются для нее приоритетными.

Таким образом, современная система учебных библиотек отражает структуру и особенности системы образования и ориентирована на реализацию широкого спектра задач в области социализации, обучения, развития и воспитания учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot