Становление профессии библиотечного менеджера
Понятие «библиотечный менеджмент» появилось в отечественном библиотековедении в начале 1990-х годов в связи с изменением общей концепции управления библиотечными процессами. На смену старой командно-административной модели, лежащей в основе плановой системы экономики, пришли модели «гибкого» управления, маркетинговые концепции управления, а также соответствующие им формы и методы реализации управленческих функций. Понятие «руководитель библиотеки» стало меняться, превращаясь в понятие библиотечного менеджера, который владеет профессиональными стратегиями управления ресурсами библиотеки.
Библиотечный менеджер – понятие, используемое для обозначения нового типа руководителя библиотечными структурами, который сочетает в управлении библиотекой разные управленческие модели, применяет «гибкий» стиль руководства, координируя деятельность структурных подразделений без жесткого административного давления «сверху».
С понятием библиотечного менеджмента связан критерий эффективности управления, который предполагает, что управление становится важной составляющей стратегии развития библиотеки, поскольку налаженный библиотечный менеджмент позволяет библиотеке гибко адаптироваться к условиям изменяющейся реальности, вовремя реагируя на новые запросы пользователей.
Идея библиотечного менеджмента, а также определение стандартов профессии библиотечного менеджера является плодом длительной эволюции системы управления библиотечными процессами. В процессе исторического развития библиотек можно выделить несколько типов управленческих моделей в библиотеке:
- Линейная модель является исторически первой моделью управления библиотекой, поскольку предполагает непосредственное подчинение сотрудников одному руководителю. Здесь велика роль традиции и авторитета, отсутствует демократический стиль принятия решений, преобладает авторитарная воля руководителя.
- Линейно-функциональная модель является логическим продолжением линейной и выступает как способ управления на основе распределения функций. По-прежнему высок авторитет руководителя, стиль управления отличается авторитарностью и централизацией, однако часть функционала передается сотрудникам, которые отчитываются за выполнение своих функций.
- Линейно-штабная модель связана с построением управленческой иерархии, при которой административно-управленческие функции разветвляются, делегируются ряду помощников, отвечающих непосредственно перед руководителем.
Административно-управленческие различия советской и современной библиотеки
На базе линейно-штабной модели сформировался административно-управленческий тип руководства советской библиотекой, для которого были характерны следующие признаки:
- Предельная централизация управленческих функций.
- Принцип иерархической организации управленческого аппарата.
- Авторитарность и отсутствие демократических тенденций в управлении библиотекой.
- Единоличный характер управления (коллектив находится в подчиненном положении и не участвует в управлении библиотечными процессами).
- Плановый характер управления, отличающийся устойчивостью и неизменяемостью.
- Директивный характер управления: руководство библиотекой предполагало реализацию установок, полученных от контролирующих ведомств.
В условиях формирования информационного рынка прежняя модель управления библиотекой показала свою неэффективность и отсталость. Она не могла справиться с задачей изменения библиотечной сферы для удовлетворения новых информационных и культурных потребностей пользователей. В результате возникла потребность в децентрализации системы управления, развитии демократического стиля руководства коллективом, создании коллегиальных органов принятия решения и внедрении маркетинговой концепции управления библиотекой. В соответствии с новым походом управление библиотекой – гибкая форма деятельности, которая ориентируется на постоянный мониторинг «спроса» на информационно-библиотечные продукты и услуги и разработкой «предложения», которое бы могло его удовлетворить. В связи с этим библиотечный менеджер ориентируется на гибкие модели принятия управленческих решений, которые способны адаптироваться в связи с изменениями условий среды функционирования библиотеки.
Не менее важной составляющей профессиограммы библиотечного менеджмента выступают умения, связанные с развитием человеческих ресурсов. Библиотечный менеджер владеет навыки организации командной работы, сотрудничества, создания временных структур управления проектами, которые позволяют решить текущие задачи библиотечной деятельности.
Таким образом, профессия библиотечного менеджера, пройдя длительный путь развития, сформировалась как современная система требований к подготовке управленческих кадров для библиотек.