Роль издательств в формировании читательских интересов
Издательская деятельность представляет собой комплексный процесс, связанный с выпуском печатной продукции разного рода: книг, периодики, брошюр, иных видов изданий.
Цели и задачи книгоиздания в нашей стране и в мире многообразны:
- Удовлетворение потребностей населения в информации и информационных ресурсах.
- Развитие читательских интересов и культуры чтения.
- Формирование национального книжного фонда, включающего все издания, выходящие на территории страны
- Содействие молодым авторам, поиск новых имен в литературе.
- Популяризация произведений классической литературы, научных, учебных и технических изданий.
- Извлечение прибыли от продажи изданий.
Издательская деятельность представляет собой важной аспект в формировании читательских интересов и их развитии, поскольку способствует становлению представлений о качественной литературе. Вопрос о качестве литературы является одним из самых актуальных в современном книжном пространстве, когда на рынке печатной продукции представлены издания разных типов и разной содержательной ценности.
Говоря о признаках качественной литературы, следует отметить, что понятие качества здесь складывается из ряда критериев - содержательных и формальных:
- Соответствие стандартам книжного дела в плане оформления и материалов, из которых изготовлена книга или журнал.
- Содержательная полнота, непротиворечивость, логичность изложения.
- Для научно-учебных изданий – соответствие современному уровню развития науки и общественной практики, для художественных – образность и эстетическая ценность.
- Привлекательный внешний вид, эстетичный дизайн, удобный формат.
- Прочность и надежность издания, его устойчивость к внешним воздействиям.
- Соответствие санитарно-гигиеническим нормам и безопасность (особенно это требование значимо для детской литературы).
Обеспечение населения качественной книжной продукцией позволяет создать установку на чтение лучших образцов литературы. Однако этот принцип не исключает и другого - разнообразия, которое является необходимым условием развития читательской культуры. Только при условии разнообразия и свободы в выборе литературы для разных видов чтения (досугового, учебного, познавательного, профессионального) возможно сформировать широкий круг читательских интересов и потребностей.
Исследование и изучение читательских интересов в практике книгоиздания
В процессе формирования культуры чтения через издательскую деятельность важную роль играет анализ читательских интересов.
Читательские интересы представляют собой стойкие, избирательные предпочтения, которые предъявляются к определенному виду литературы.
Изучение читательских интересов базируется на различных методах, которые используются в разных науках: библиотековедении, социологии, психологии, педагогике. Выделим некоторые из них, актуальные для практики книгоиздания:
- Социологические методы, которые основаны на проведении массовых опросов общественного мнения.
- Статистические методы, основывающиеся на изучении данных выпуска и продажи книгоиздательской продукции для сопоставления ее реального спроса и фактического предложения.
- Моделирование для создания вероятностных образцов поведения системы книгоиздания и рынка печатной продукции при изменении социально-экономических или культурных условий.
- Аналитико-синтетических исследования, которые основаны на изучении массивов данных, их обобщении и интерпретации с целью получения сведений о состоянии книгоиздания и его способности удовлетворить читательские интересы.
Кроме этого, в изучении читательских интересов издательства опираются на маркетинговые исследования, которые позволяют оценить объемы и характер продаж печатной продукции, а также факторы, определяющие эффективность продажи. Анализируя и обобщая эти данные, можно получить сведения, касающиеся тех причин, которые лежат в основе успешности некоторых изданий на рынке.
Помимо изучения читательских интересов, издательства также проводят мониторинг наиболее популярных и востребованных жанров литературы, чтобы составить план издания для определенных целевых групп читателей. Особенностью современной практики книгоиздания является ее мобильность, позволяющая издательству гибко реагировать на потребности читателей. К примеру, на фоне возросшего интереса к сетевой литературе некоторые издательства стали сотрудничать с перспективными авторами Рунета, помогая им найти своего читателя через печатную продукцию.
Таким образом, деятельность издательств в области формирования читательской культуры и читательских интересов важна, хотя она и не является основным направлением их работы.