Педагог-библиотекарь: место в системе образования, функции и направления работы
В начале ХХI в связи с новыми тенденциями в развитии отечественного образования появилась необходимость в ведении должности педагога-библиотекаря, который осуществляет не только информационно-библиотечную работу в образовательном учреждении, но и занимается воспитанием подрастающего поколения.
Как видно из наименования профессии, основные направления деятельности специалиста касаются двух отраслей – библиотечной работы и педагогики. Поскольку педагог-библиотекарь работает в школьной библиотеке, выступающей структурным подразделением образовательного учреждения и выполняющим особую образовательную миссию, в его деятельности сочетаются собственно библиотечно-библиографическое обслуживание учеников, педагогических работников, а также родителей, и реализация тех задач, которые ставятся в воспитательных программах школы.
Основные функции, которые осуществляет педагог-библиотекарь в школьном пространстве, касаются следующих аспектов работы:
- Обеспечивает доступ всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам школы, к справочной, научно-учебной и методической литературе.
- Соблюдает правила защита от информации, которая может нанести вред интеллектуальному и нравственному развитию детей.
- Собирает и популяризует лучшие образцы литературного и культурного наследия.
- Консультирует педагогов и родителей по наиболее актуальным вопросам в сфере образования, книгоиздательской деятельности, а также развивает и укрепляет традиции чтения (профессионального и семейного).
- Создает пространство библиотеки как информационно-просветительского, досугового и образовательного центра.
- Руководит детским и подростковым чтением.
- Развивает и совершенствует информационную культуру учеников, формируя навыки самообразования.
Главная функция педагога-библиотекаря – модерация, которая заключается в посредничестве между педагогической средой и национальной системой информационных ресурсов, востребованных в образовательном процессе.
Как модератор педагог-библиотекарь участвует во всех аспектах образовательного процесса:
- Способствует удовлетворение информационных запросов в сфере обучения.
- Организует среду для воспитания подрастающего поколения.
- Участвует в развитии личностных, интеллектуальных, коммуникативных и иных качеств учеников.
Сфера деятельности педагога-библиотекаря включает несколько направлений работы:
- Комплектование фондов научной, учебной, методической, художественной и иными видами литературы.
- Обработка документов, их учет, а также выдача по требованию.
- Выполнение информационно-библиографических запросов, проведение консультаций и бесед, касающихся основ информационной культуры, правил пользования библиотекой и проч.
- Обслуживание читателей (учителей, других педагогических работников, учеников, их родителей) на абонементе и в читальном зале.
- Проведение учебных занятий по информационной культуре.
- Организация выставочной деятельности.
- Клубная и кружковая работа.
- Проведение библиотечных мероприятий гражданско-патриотической, экологической, эстетической, художественной и иной тематики.
Личностные и профессиональные качества педагога-библиотекаря
В структуру профессиограммы педагога-библиотекаря входят разные группы качеств, которыми должен обладать этот специалист:
- Профессиональные качества, касающиеся высокого уровня компетентности в области библиотечно-библиографической работы.
- Организаторские навыки, которые предполагают умение планировать процессы библиотечной работы, определять образовательную стратегию школьной библиотеки, решать текущие задачи с привлечением педагогов и учеников.
- Коммуникативные качества, предполагающие высокий уровень эмпатии, способность к достижению взаимопонимания, стремление к сотрудничеству, умения вести себя в конфликтных ситуациях.
- Педагогические качества, касающиеся навыков общения с детьми и подростками, мотивации их к деятельности, а также владение современными педагогическими технологиями и методами преподавания.
- Этические, связанные с нравственным уровнем личности: честность, порядочность, ответственность, трудолюбие и проч.
- Личностные, связанные со способностью к саморазвитию и самообразованию, ценностными ориентациями индивидами, его культурным уровнем.
Кроме этого, педагог-библиотекарь должен также отличаться развитыми навыками научно-методической работы, поскольку он участвует в развитии и совершенствовании школьной библиотеки как центра методической помощи семье и школе.
Перечисленные качества, присущие педагогу-библиотекарю, выводят эту профессию за рамки традиционных представлений о деятельности библиотекаря в школе и требуют создания условий для подготовки квалифицированных кадров, способных участвовать в реализации новой концепции школьной библиотеки.