Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагог-библиотекарь

Педагог-библиотекарь: место в системе образования, функции и направления работы

В начале ХХI в связи с новыми тенденциями в развитии отечественного образования появилась необходимость в ведении должности педагога-библиотекаря, который осуществляет не только информационно-библиотечную работу в образовательном учреждении, но и занимается воспитанием подрастающего поколения.

Как видно из наименования профессии, основные направления деятельности специалиста касаются двух отраслей – библиотечной работы и педагогики. Поскольку педагог-библиотекарь работает в школьной библиотеке, выступающей структурным подразделением образовательного учреждения и выполняющим особую образовательную миссию, в его деятельности сочетаются собственно библиотечно-библиографическое обслуживание учеников, педагогических работников, а также родителей, и реализация тех задач, которые ставятся в воспитательных программах школы.

Основные функции, которые осуществляет педагог-библиотекарь в школьном пространстве, касаются следующих аспектов работы:

  1. Обеспечивает доступ всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам школы, к справочной, научно-учебной и методической литературе.
  2. Соблюдает правила защита от информации, которая может нанести вред интеллектуальному и нравственному развитию детей.
  3. Собирает и популяризует лучшие образцы литературного и культурного наследия.
  4. Консультирует педагогов и родителей по наиболее актуальным вопросам в сфере образования, книгоиздательской деятельности, а также развивает и укрепляет традиции чтения (профессионального и семейного).
  5. Создает пространство библиотеки как информационно-просветительского, досугового и образовательного центра.
  6. Руководит детским и подростковым чтением.
  7. Развивает и совершенствует информационную культуру учеников, формируя навыки самообразования.

Главная функция педагога-библиотекаря – модерация, которая заключается в посредничестве между педагогической средой и национальной системой информационных ресурсов, востребованных в образовательном процессе.

«Педагог-библиотекарь» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как модератор педагог-библиотекарь участвует во всех аспектах образовательного процесса:

  1. Способствует удовлетворение информационных запросов в сфере обучения.
  2. Организует среду для воспитания подрастающего поколения.
  3. Участвует в развитии личностных, интеллектуальных, коммуникативных и иных качеств учеников.

Сфера деятельности педагога-библиотекаря включает несколько направлений работы:

  1. Комплектование фондов научной, учебной, методической, художественной и иными видами литературы.
  2. Обработка документов, их учет, а также выдача по требованию.
  3. Выполнение информационно-библиографических запросов, проведение консультаций и бесед, касающихся основ информационной культуры, правил пользования библиотекой и проч.
  4. Обслуживание читателей (учителей, других педагогических работников, учеников, их родителей) на абонементе и в читальном зале.
  5. Проведение учебных занятий по информационной культуре.
  6. Организация выставочной деятельности.
  7. Клубная и кружковая работа.
  8. Проведение библиотечных мероприятий гражданско-патриотической, экологической, эстетической, художественной и иной тематики.

Личностные и профессиональные качества педагога-библиотекаря

В структуру профессиограммы педагога-библиотекаря входят разные группы качеств, которыми должен обладать этот специалист:

  1. Профессиональные качества, касающиеся высокого уровня компетентности в области библиотечно-библиографической работы.
  2. Организаторские навыки, которые предполагают умение планировать процессы библиотечной работы, определять образовательную стратегию школьной библиотеки, решать текущие задачи с привлечением педагогов и учеников.
  3. Коммуникативные качества, предполагающие высокий уровень эмпатии, способность к достижению взаимопонимания, стремление к сотрудничеству, умения вести себя в конфликтных ситуациях.
  4. Педагогические качества, касающиеся навыков общения с детьми и подростками, мотивации их к деятельности, а также владение современными педагогическими технологиями и методами преподавания.
  5. Этические, связанные с нравственным уровнем личности: честность, порядочность, ответственность, трудолюбие и проч.
  6. Личностные, связанные со способностью к саморазвитию и самообразованию, ценностными ориентациями индивидами, его культурным уровнем.

Кроме этого, педагог-библиотекарь должен также отличаться развитыми навыками научно-методической работы, поскольку он участвует в развитии и совершенствовании школьной библиотеки как центра методической помощи семье и школе.

Перечисленные качества, присущие педагогу-библиотекарю, выводят эту профессию за рамки традиционных представлений о деятельности библиотекаря в школе и требуют создания условий для подготовки квалифицированных кадров, способных участвовать в реализации новой концепции школьной библиотеки.

Дата последнего обновления статьи: 22.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot