Образовательная функция современных библиотек
Образовательная функция, реализуемая библиотекой, на современном этапе представляет собой системную работу, которая направлена на предоставление информационных ресурсов пользователям, организацию помощи в получении знаний и образования, а также осуществление педагогической деятельности, нацеленной на овладение информационными компетенциями.
Образовательная функция была присуща библиотечным учреждениям с момента их возникновения, поскольку книга являлась инструментом фиксации социального опыта, средством хранения научных знаний и передачи их людям. На рубеже XX-XXI веков образовательная составляющая деятельности библиотеки меняется, так как трансформируется сама система образования, в которую приходят информационные технологии, новые методы и формы обучения.
В современном образовательном пространстве библиотека осуществляет два взаимосвязанных вида деятельности. Первый из них связан с информационным просвещением пользователей, второй же ориентирован на обучение и формирование информационных компетенций. И хотя оба вида деятельности являются реализацией единой образовательной работы, между ним есть различия, влияющие на содержание и организацию работы с пользователями.
Информационное просвещение выступает как широкое понятие, которое включает работу по популяризации информационных ресурсов и самой библиотеки как места их реализации.
Информационное просвещение включает деятельность, связанную с формированием положительного имиджа библиотеки, знаний о ее устройстве, составе фондов, видах оказываемых услуг, а также работу, связанную с популяризацией книги и чтения и развитием компьютерных навыков. Информационное просвещение является частью информационно-библиотечного обслуживания и воспитательной работы в библиотеке.
Информационное обучение выступает как аспект просветительской работы, в содержание которого входит освоение основ информационных знаний в ходе специально организованных курсов, тренингов, семинаров и проч.
В отличие от просветительской работы такое обучение отличается большей целенаправленностью, наличием механизмов управления за процессами усвоения знаний, присутствием обратной связи и наличием контрольных мероприятий, суть которых заключается в проверке и оценке уровня сформированности знаний и умений.
Для успешной реализации образовательного направления деятельности библиотека должна обладать соответствующими условиями, к которым можно отнести:
- достаточное количество и приемлемое качество библиотечных ресурсов, отвечающих образовательным запросам современных пользователей;
- наличие налаженной системы взаимодействия с учреждениями образованиями (школами, колледжами, вузами) в целях координации обучения пользователей;
- работа с педагогическими кадрами, повышение их образовательного уровня, методической и информационной культуры;
- системность, непрерывность, наглядность, доступность предоставляемой образовательной помощи;
- ориентация на деятельностный принцип обучения, его практико-ориентированная направленность;
- опора на самостоятельность и активность, создание условий для реализации самообучения и самообразования.
Проблемы и перспективы образовательной деятельности библиотек
Современная библиотека, реализующая образовательную функцию в своей деятельности, сталкивается с широким спектром проблем: от материально-технических до методических. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Сложности в реализации образовательной функции библиотеки связаны с определением конечной цели и содержания такой работы, а именно: выявлением тех аспектов, которые связаны с умениями и навыками работы с источниками и информацией.
Эти умения носят метапредметный характер и включают разнообразные виды операций: использование СБА для поиска необходимой информации, умение работать с источниками, владение разными видами чтения и информационной обработки материала, компьютерная грамотность, умение находить информацию с привлечением Интернет-ресурсов, компетентность в сфере оформления и презентации результатов.
Другой аспект связан с отсутствием или недостаточным количеством учебно-методической литературы, необходимой для осуществления обучающей деятельности. Кроме этого серьезную проблему представляет собой и педагогическая подготовка персонала для эффективного осуществления образовательной деятельности.
Важной для реализации образовательной функции библиотеки является также и соответствующий уровень материально-технического оснащения, наличие автоматизированных рабочих мест пользователей, справочных и учебно-дидактических материалов, необходимых для освоения знаний.
Несмотря на ряд трудностей, с которыми сталкивается библиотека при организации обучения пользователей, образовательная деятельность библиотек в целом является перспективным направлением их работы. В современном мире все большую актуальность приобретает концепция непрерывного образования, а также повышается роль самообразования. Библиотека как центр информационно-просветительской работы является площадкой, которая способна реализовывать принцип непрерывного образования, способствовать созданию условий для самостоятельного обучения и профессионального саморазвития пользователей.