Читательская культура в эпоху постмодерна
Вопросы развития культуры чтения подрастающего поколения и взрослых находятся в центре внимания библиотечной практики. В частности, специалисты ищут эффективные приемы развития интереса к чтению, апробируют новые формы массовой работы, а также устанавливают закономерности между качеством чтения и уровнем развития читательской культуры населения.
Современный читатель – читатель эпохи постмодерна, которая характеризуется стиранием границы между элитарным (высоким) и массовым искусством. Это же касается литературы, хотя традиционно в сознании читателей закрепляется различие между качественной литературой и низкопробной литературой, характеризуемой как массовое «чтиво», не имеющее особой художественной ценности. Несмотря на четкое понимание разницы между этими двумя видами литературы, читатели ориентируются в основном на массовую литературу: мелодраму, любовной роман, детектив. Об этом свидетельствуют опросы и анкетирование, которые регулярно проводятся библиотеками среди пользователей. Получается, что массовая литература в условиях современной культуры становится значимым фактором, влияющим на формирование читательской культуры современного индивида.
Читательская культура в эпоху постмодерна претерпевает существенные изменения, поэтому нельзя отождествить ее с культурой советского читателя или читателя XIX века. Основными тенденциями в развитии читательской культуры сегодня можно считать:
- Влияние на выбор книг для чтения литературной моды, которая проявляется в доминантном отборе отдельных произведений, стилей и жанров за счет их высокой оценки другими читателями, функционировании в сфере массовой культуры («Смотрим фильм – читаем книгу») и проч.
- Отсутствие системности в подборе и чтении книг, рассредоточение читательских интересов, «всеядность» современного читателя, в сознании которого нет принципиальной разницы между «Сумерками» и «Анной Карениной».
- «Мозаичность» восприятия, отсутствие целостного образно-эмоциональной читательской концепции произведения. На практике это, например, проявляется в том, что в памяти остаются отдельные фрагменты, эпизоды книги, при этом читатель не может пересказать ее сюжет, оценить героев, высказаться по поводу идейного или проблемного содержания книги.
- Поверхностная оценка произведений в категориях «интересно / неинтересно», «нравится / не нравится» без обращения к анализу языка, стиля, композиции, проблематики произведений.
Массовая литература в контексте влияния на формирование читательской культуры
Рассмотрим характерные особенности влияния массовой литературы на культуру чтения, которые обусловлены спецификой массовой литературы как феномена современной культуры:
- Массовая литература ориентирует читателя на узнаваемые сюжеты и образы. С одной стороны, она соответствует эффекту читательского ожидания и редко его обманывает, поэтому, как правило, воспринимается положительно. С другой стороны, она формирует привычку к литературной «банальности», которая снижает уровень читательских требований к произведению.
- Массовая литература развивает у читателя привычку к чтению как «постоянному потреблению». Серийность, положенная в основу формирования циклов произведений массовой литературы, ориентирует на постоянное чтение произведений, входящих в серию. В результате книга перестает восприниматься как завершенное произведение, нуждающееся в осмыслении и интерпретации. Чтение превращается в область потребления информации, преимущественно развлекательного характера.
- Произведения массовой литературы сужают круг читательских интересов за счет эксплуатации одних и тех же жанровых и сюжетных схем, что не дает читателю возможности развиваться и обогащать свой читательский опыт произведениями других жанров и направлений.
- Отличаясь невысоким художественным уровнем и примитивным идейным содержанием, массовая литература не имеет эстетического потенциала и не оказывает существенное влияние на воспитание личности, что особенно важно для читателя юного возраста.
Таким образом, массовая литература в целом отрицательно влияет на формирование культуры чтения, поскольку формирует невзыскательного читателя с узким кругом читательских интересов и примитивными культурными и эстетическими запросами.
С другой стороны, массовая литература на современном книжном рынке неоднородна по качеству и содержанию. Так, существует так называемый «литературный мейнстрим», включающий произведения современных авторов, причисляющих себя к «серьезной» литературе. Этот сектор массовой литературы, входя в круг чтения подростков и взрослых, значительно обогащает читательский опыт и формирует вкус к слову. Поэтому работа с массовой литературой в библиотеке включает отбор произведений, которые можно рекомендовать читателю не только для досугового чтения, но и для знакомства с современным литературным процессом.