Библиотека медицинского колледжа: общая характеристика
В процессе получения среднего профессионального образования большую роль играет самостоятельная работа студентов с различными источниками информации, систематическое чтение научной и профессиональной литературе. При этом в такой динамично развивающейся сфере знания, как медицина, необходимо постоянное обновление научно-учебной базы изданий, возможность знакомства с последними публикациями, отражающими передовые разработки в области медицинских технологий. В связи с этим особое место в образовательной деятельности медицинского колледжа занимает библиотека.
Библиотека медицинского колледжа выступает как одно из его структурных подразделений, деятельность которого направлена на информационно-образовательную, культурно-просветительскую и коммуникативную поддержку жизни студенческого сообщества.
Одновременно с этим библиотека колледжа является центром общественной жизни учебного заведения, приоритетом для которого является личность преподавателя и учащегося, их изменяющиеся образовательные потребности. Это и место проведения культурного досуга, общения, творческого взаимодействия, площадка для коворкинга и апробации новых технологий. Все это делает библиотеку современного колледжа полифункциональной информационно-образовательной средой.
Специфика библиотеки медицинского колледжа состоит в том, что ее фонд комплектуется как изданиями профессиональной и научно-учебной направленности, так и литературой, относящейся к сфере гуманитарных наук. Это позволяет значительно расширить возможности выбора студента и преподавателя при осуществлении профессионального и досугового чтения.
Современная библиотека медицинского колледжа приобретает цифровой характер, выходя за рамки своего физического пространства в виртуальное. С одной стороны, библиотека обеспечивает доступ к информации, представленной в сети Интернет, с другой – формирует собственные коллекции цифровых образовательных материалов: электронный каталог, базы данных по разным темам, веб-сайты, электронно-библиотечные системы (например, система «Консультант студента»).
Задачи, которые ставит перед собой библиотека медицинского колледжа, заключаются в следующем:
- Библиотечное, а также информационно-библиографическое обслуживание всех участников образовательного процесса в соответствии сих актуальными информационными потребностями.
- Пополнение фонда организации в соответствии с профилем ее деятельности, а также ее образовательными потребностями и учебными программами.
- Организация и обеспечение работы справочно-библиографического аппарата библиотеки, включающего каталоги, базы данных и картотеки.
- Содействие воспитательной и культурно-просветительской работе учреждения.
- Развитие и совершенствование информационной культуры преподавателей и студентов колледжа в соответствии с современными требованиями и технологиями поиска и обработки информации.
- Совершенствование библиотечных процессов за счет применения инновационных технологий, автоматизации библиотечной деятельности.
- Привлечение студентов к систематическому чтению профессиональной и художественной литературы.
Информационные ресурсы библиотеки медицинского колледжа
К информационным ресурсам библиотеки медицинского колледжа относится вся совокупность библиотечно-информационных сведений, которые может получить пользователь, обратившись в библиотеку с информационным запросом.
Информационные ресурсы библиотеки медицинского колледжа подразделяются на несколько видов:
- Традиционные документные ресурсы, к которым относят учебно-методическую, научную литературу (монографии, сборники трудов), справочные издания (энциклопедии, атласы, справочники, терминологические словари), а также периодические печатные издания (научно-практические журналы).
- Учебно-методические ресурсы, издаваемые сами колледжем. К ним относят сборники научных трудов преподавателей и студентов, материалы конференций, методические пособия, брошюры и проч.
- Библиографические ресурсы традиционного характера (традиционный каталог, тематические картотеки, указатели, библиографические пособия, тематические папки).
- Электронные цифровые ресурсы, которые считаются открытыми (свободными) инновационными каналами доступа к научно-учебной информации.
Рассмотрим электронные информационные ресурсы подробнее. Среди них выделяют:
- Электронный каталог, который ведет библиотека образовательного учреждения. Он, как правило, включает информацию о документах, имеющихся в фонде библиотеке, а также каталог статей периодических изданий.
- Электронные базы данных научной периодики, доступ к которым осуществляется по подписке (пользование для студентов и преподавателей является бесплатным).
- Электронно-библиотечные базы данных по разным отраслям знаний с возможностью онлайн-доступа к ним из любой точки мира.
- Специализированные базы данных для пользователей научного сообщества, включающие международные научные публикации по различным областям знаний.
- Электронно-библиотечная система «Консультант студента», которая содержит учебную литературу для среднего медицинского и фармацевтического образования.
Информационные ресурсы библиотеки медицинского колледжа обеспечивают потребности учебного процесса в полной, достоверной и актуальной информации профессионального характера и способны также удовлетворить познавательные и культурно-досуговые запросы пользователей.