Домашнее чтение дворян как образец книжной культуры России XIX века
Проблемы изучения усадебной культуры русского дворянства неразрывно связаны с исследованием становления усадебных библиотек и развития традиций дворянского чтения в России. Как показывают многочисленные исследования на эту тему, библиотеки, а также книги и чтения занимали важной место в духовной жизни образованного дворянского слоя.
Приобщение к книге и чтению начиналось с детства, когда дворянскому ребенку предоставлялись широкие возможности для чтения и получения образования. Обязательной частью программы домашнего обучения было систематическое чтение. В круг чтения входили классические произведения, написанные на древнегреческом и латинском языках, сочинения зарубежных авторов, российская словесность. Таким образом, традиции дворянского чтения включали широкий круг произведений, с которыми знакомился ребенок, а также опирались на навыки чтения произведений на разных языках.
К чтению приобщались не только мальчики, но и девочки. Как правило, образованная дворянка, хорошо знала французский язык, но могла не владеть письменным русским языком. Поэтому в круг е чтения входила в основном оригинальная (не переводная) французская изящная словесность, а также произведения западноевропейской литературы, переведенные на французский язык. Круг чтения провинциальных дворянок включал романы и литературу, которую можно отнести к «массовой». Однако столичные аристократки, особенно хозяйки литературных и светских салонов, читали литературу разного рода, в том числе исторические, философские, политические сочинения.
Факторами, которые обусловили широкий интерес дворянства к книге, выступили:
- Развитие типографского дела в России, приведшее к появлению массовой и доступной книги.
- Рост и развитие произведений отечественной словесности как альтернативы переводной и оригинальной западноевропейской литературе.
- Широкое распространение образования и грамотности.
- Развитие читательских интересов дворянского сословия и появление потребности в систематическом и регулярном чтении.
- Становление литературно-художественных журналов как среды, обеспечивающей знакомство с наиболее интересными и значимыми произведениями отечественной и мировой словесности.
Развитию культуры чтения в дворянском круге способствовали традиции семейного чтения. Так, дворянские семьи часто поводили вечера чтения вслух, играли в литературно-музыкальные игры, ставили домашние спектакли на основе прочитанных книг.
Усадебная библиотека как центр чтения в дворянской культуре
Основой чтения провинциального дворянства была усадебная библиотека – особый библиографический и культурно-исторический феномен усадебной жизни.
Усадебные библиотеки формировались как семейные собрания, часто передающиеся по наследству и включавшие книги, которые отражали историю развития литературы и книжной культуры в целом. Функции домашней усадебной библиотеки заключались в следующем:
- Духовное развитие и самообразование дворянства.
- Воспитание и обучение дворянской молодежи.
- Единение семьи на основе идеалов, отраженных в произведениях словесности.
- Формирование общественно-политических взглядов и представлений русского дворянства.
- Развитие стремления к распространению просвещения и знаний среди других слоев населения, в частности крестьянства.
Развитию библиотек в усадьбах также способствовало появление специально отведенных для хранения книг и чтения комнат – усадебных библиотек. Обладая собственным интерьером и дизайном, усадебные библиотеки располагали к многочасовому чтению, что способствовало превращению библиотеки в центр интеллектуальной жизни усадьбы.
Усадебные библиотеки характеризовались разнообразием состава и включали различные книги:
- Художественную литературу как основу досугового чтения.
- Периодику, которая содержала как художественные произведения, так и актуальные сочинения общественно-политического ли экономического характера.
- Философские и публицистические сочинения.
- Книги по ведению сельского хозяйства, которые использовались помещиками для рациональной организации деятельности в усадебном хозяйстве.
- Исторические сочинения.
- Античную литературу.
- Путешествия и записки путешественников.
- Книги по истории искусства и проч.
Широта книжного собрания отражала характер интересов читателей, а также уровень образования читающего дворянина. На протяжении XIX века в составе усадебных библиотек менялось процентное отношение детской и «взрослой» литературы. С постепенным развитием детской книги собрания стали пополняться произведениями этого рода, которые становились основой чтения дворянских отпрысков.
Особенностью усадебных библиотек также выступало то, что они становились местом хранения документов, имевших отношения к истории дворянского рода. Так, в библиотеках хранились родословные, домашние записки, воспоминания, мемуары, дневники членов семьи.
Таким образом, домашнее чтение дворян стало образцом классической книжной культуры XIX века и повлияло на возникновение традиций собирания домашних библиотек, семейного чтения и использования книги для воспитания подрастающего поколения.