Деловая культура руководителя библиотеки: понятие и структура
В условиях развития информационного общества на первый план при подготовке управленческих кадров выходят так называемые «гибкие» навыки, которые в значительной мере определяются развитием коммуникативных компетенций руководителя. Вопросы организации и развития управленческой коммуникации становятся важными в решении проблем, стоящих перед библиотечной организацией, вынужденной постоянно адаптироваться к условиям изменяющихся потребностей социума.
Деловая культура руководителя библиотеки представляет собой комплексное понятие, включающее совокупность норм и принципов, которыми руководствуется руководитель при реализации управленческих функций.
Составляющие деловой культуры руководителя библиотеки заключаются в следующем:
- Культура управления, включающая основные принципы и методы реализации управленческих функций, которые избирает руководитель библиотеки.
- Культура делового общения, представляющая собой способ официально-деловой коммуникации, реализуемой на уровне взаимодействия с подчиненными и партнерами библиотеки.
- Деловая этика руководителя как набор профессиональных и личностных качеств, ответственных за реализации морально-нравственных принципов в управленческой деятельности.
- Информационная культура, включающая владение современными приемами и способами работы с управленческой информацией.
Составляющие деловой культуры руководителя библиотеки в современном информационном обществе
Культура управления выступает как одно из наиболее важных звеньев в структуре деловой культуры руководителя, поскольку она определяет успешность реализации управленческих функций в целом. Современная культура управления базируется на следующих принципах:
- Демократизм и открытость руководителя, предполагающий создание атмосферы делового сотрудничества в коллективе при принятии различных управленческих и организационных решений.
- Децентрализация управления, заключающая в создании управленческой структуры, где руководящие полномочия распределены между сотрудниками, а не сосредоточены в руках одного руководителя.
- Понимание социально-психологического устройства коллектива, а также внимание к межличностным отношениям, создающим благоприятный психологический климат для работы.
- Содействие развитию личной инициативы работников, гармоничное сочетание материального и нематериального стимулирования труда.
Культура управления формируется под влиянием практики, а также целенаправленного обучения основам реализации управленческих функций, поэтому важное место в деловой культуре руководителя занимает постоянное повышение квалификации и развитие управленческих навыков.
Культура делового общения руководителя – важный аспект формирования и развития деловой коммуникации в организации. Реализуясь на основе «вертикального» принципа, общение руководителя с подчиненными задает модель деловой коммуникации во всей библиотечной организации. Продуктивность деловой коммуникации руководителя определяется следующими параметрами:
- Уровень развития речевой культуры и владения основами профессиональной коммуникации.
- Уровень развития речевого этикета, а также умений использовать деловой этикет в процессе общения с коллегами и подчиненными.
- Степень сформированности навыков публичного выступления.
- Владение невербальными средствами коммуникации как инструментом, содействующим реализации общения.
Деловая этика руководителя библиотеки включает набор принципов, в соответствии с которыми осуществляется управление организацией:
- Объективность принятия управленческих решений, высокий уровень профессионализма и качества управления.
- Честность перед коллективом и ответственность за принятие решений.
- Уважение к коллективу, признание его ведущего клада в развитие библиотечной организации.
- Обоснованность критики и наличие конструктивного плана реализации инноваций в библиотеке.
- Забота о создании условий для развития и совершенствования личных и профессиональных качеств сотрудников.
- Создание благоприятной атмосферы сотрудничества и доверия в коллективе библиотеки.
- Поощрение здоровой конкуренции и поддержка инициатив сотрудников.
Наконец, информационная культура руководителя библиотеки складывается на базе компетенций, касающихся операциональной стороны работы с управленческой информацией:
- Владение приемами анализа управленческой ситуации и выявления ее недостатков.
- Использование различных методов сбора и систематизации данных, касающихся реализации библиотечно-информационной деятельности учреждения.
- Умение прогнозировать последствия принятия тех или иных управленческих решений, оценивать их потенциальные риски.
- Навыки мониторинга условия внешней среды для реализации стратегического планирования библиотечной деятельности.
- Компетенции в сфере использования современных технологий для реализации управленческих функций.
Таким образом, деловая культура руководителя библиотеки в современном информационном обществе предстает важной частью профессиограммы руководителя и выступает залогом успешного управления библиотечно-информационными процессами и работой коллектива библиотеки.