Метод сущность-связь
Метод сущность-связь (также называемый методом ER-диаграмм) основывается на использовании диаграмм, которые называют диаграммами ER-типа и диаграммами ER-экземпляров.
Основные понятия метода
Сущностью является объект, о котором информация хранится в базе данных.
Экземпляры сущности отличны один от другого и могут однозначно идентифицироваться. В качестве названий сущностей используют в основном существительные. Например, СТУДЕНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ФАКУЛЬТЕТ.
Атрибутом является свойство сущности. Например, в качестве атрибутов сущности СТУДЕНТ можно назвать: Фамилия, Факультет, Курс, Группа и т. д.
Ключ сущности является атрибутом или набором атрибутов, который используется для идентификации экземпляра сущности.
Связь двух или больше сущностей показывает зависимость между их атрибутами.
Названием связи зачастую является глагол. Например, связью между сущностью СТУДЕНТ и сущностью ДИСЦИПЛИНА будет ИЗУЧАЕТ.
Для повышения удобства проектирования и наглядности представления сущностей, их экземпляров и связей между ними используют следующие графические средства:
- диаграммы ER-muna (или ER-диаграммы);
- диаграммы ER-экземпляров.
На рисунке 1 показана диаграмма ER-экземпляров для сущности ДИСЦИПЛИНА и сущности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ со связью ВЕДЕТ.
С помощью диаграммы ER-экземпляров можно увидеть какую именно дисциплину (Паскаль, Фортран и др.) проводит каждый преподаватель.
На рисунке 2 показана диаграмма ER-типа.
На первых этапах проектирования базы данных выделяют атрибуты, которые составляют ключи сущности.
После анализа диаграмм ER-типа формируют отношения проектируемой базы данных, учитывая при этом класс принадлежности сущностей и степень связи сущностей (определяют при анализе диаграмм ER-экземпляров).
Класс принадлежности сущности может быть двух видов: обязательный и необязательный.
Обязательным класс принадлежности сущности является в случае, когда все экземпляры данной сущности обязательно участвуют в данной связи, иначе класс принадлежности сущности является необязательным.
Степень связи характеризует связь между сущностями. Степени могут быть четырех типов: 1:1, 1:М, М:1, М:М.
Рассмотрим рисунок 1. Из него видно, что каждый преподаватель проводит не больше одной дисциплины, и каждая дисциплина проводится не больше, чем одним преподавателем. Таким образом, имеем степень связи 1:1.
Далее имеются преподаватели, которые не ведут ни одну из дисциплин, а также есть дисциплины, которые никто из преподавателей не ведет. Имеем необязательный класс принадлежности сущностей.
На рисунке 3 показаны диаграммы, на которых каждый преподаватель проводит лишь одну дисциплину и каждую дисциплину проводит лишь один преподаватель.
Таким образом, получаем степень связи 1:1 и обязательный класс принадлежности для сущностей.
Обратим внимание, что на диаграмме ER-типа обязательное участие в связи экземпляров сущности принято отмечать блоком с точкой внутри, который дорисовывается к данной сущности (рисунок 3). Необязательное участие в связи экземпляров сущности показывается с помощью точки, которую размещают на линии связи (рисунок 2). Показатель степени связи записывается над линией связи.
Ключ сущности выделяется подчеркиванием и указывается под соответствующим блоком.
Пусть каждый преподаватель может проводить больше одной дисциплины, но каждую дисциплину проводит только один преподаватель, тогда получаем связь типа 1:М.
Пусть каждый преподаватель может проводить лишь одну дисциплину, но каждая дисциплина может проводиться несколькими преподавателями, тогда получим связь типа М:1.
Каждый преподаватель может проводить более одной дисциплины, а каждую дисциплину может вести несколько преподавателей.
В таком случае получаем связь типа М:М.