Объекты и системы автоматизации производства и ремонта вагонов
Объект автоматизации – это машина, совокупность машин, рабочее место специалиста или руководителя, производственный процесс или его составная часть, подвергаемые автоматизации.
Производственные объекты классифицируются исходя из эффективности их автоматизации, динамических свойств, емкости и устойчивости работы по следующим признакам:
- Тип технологического процесса. Согласно данному признаку производственные процессы делятся на механические, к которым относятся транспортировка, сортировка, обработка и т. п.; электрические; тепловые (охлаждение, нагревание); гидравлические, которым относятся обмывка и обработка материалов струей.
- Степень взаимосвязи технологического и транспортного движений. Согласно данному признаку производственные процессы делятся на совмещенные и не совмещенные.
- Степень поточности. Согласно данному признаку производственные процессы делятся на поточные и непоточные.
- Агрегатное состояние (жидкие, газообразные, твердые).
- Динамические свойства. Согласно данному признаку производственные процессы делятся на колебательные, инерционные, безынерционные, интегрирующие и дифференцирующие.
- Инерционность. Согласно данному признаку производственные процессы делятся на многоемкостные и одноемкостные.
- Устойчивость работы. Согласно данному признаку производственные процессы делятся на устойчивые и неустойчивые.
- Вид производства. Согласно данному признаку производственные процессы делятся на вагоноремонтное производства и вагоностроение.
Классификация по типу производства позволяет разработать общий принцип решения задач автоматизации вне зависимости от назначения процесса. В объектах с несовмещенным движением одни устройства выполняют обработку, а другие транспортное движение. Автоматизация таких объектов малоэффективна. Автоматизация объектов, которые совмещают транспортное и технологическое движение, позволяет существенно увеличить их производительность. Объекты, которые позволяют использовать поточные методы обработки, более привлекательны для автоматизация, чем непоточные. Агрегатное состояние объекта автоматизации влияет на выбор первичных и исполнительных преобразователей систем автоматики. Динамические свойства объекта автоматизации влияют на качество регулирования и устойчивость системы автоматизации.
К основным системам автоматизации производства и ремонта вагонов относятся:
- Системы автоматизации ремонта колесных пар и буксовых узлов.
- Система автоматизированного контроля параметров ходовых частей.
- Система автоматизации ремонта автосцепного оборудования.
- Система автоматизации процессов очистки и обмывки вагонов и их составных частей.
- Система автоматизации ремонта тележек.
- Система автоматизации транспортных процессов и поточно-конвейерных линий.
- Система автоматизации технологических процессов сборки.
- Система автоматизации поточно-конвейерных линий и транспортных процессов.
Автоматизация ремонта колесных пар
Автоматизация процесса ремонта колесных пар и буксовых узлов осуществляется при помощи отдельного автоматизированного оборудования, автоматических линий, роботизированных комплексов, манипуляторов и промышленных роботов. На вагоноремонтном производстве используются:
- Система автоматизированного контроля.
- Колесотокарные станки с числовым программным управлением.
- Автоматические линии формирования колесных пар.
- Участки распрессовки и мойки подшипников.
- Автоматизированные моечные машины.
На рисунке ниже представлен автоматизированный участок демонтажа буксовых узлов колесных пар.
Рисунок 1. Автоматизированный участок демонтажа буксовых узлов колесных пар. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Здесь: 1 - камера мойки колесных пар; 2 - механизированная эстакада; 3 - стенд демонтажа роликовых букс; 4 - буксоприемник; 5 - устройство выпрессовки подшипников; 6 - машина для мойки и сушки роликовых подшипников; 7 - машина для мойки корпусов.
Управление участком осуществляется с пульта оператора. Колесная пара подается на эстакаду, вдоль которой установлено оборудование. Здесь колесная пара натыкается на подъемно-поворотное устройство, где на стенде происходит раскручивание болтов крышки буксы, стопорной планки, гайки и торцевой шайбы. Затем колесная пара подается на позицию ожидания, а после на позицию, где буксоприемник автоматически снимает буксу с шейки оси колесной пары, разворачивает буксу на 90 градусов и устанавливает ее на приемную позицию для выпрессовки подшипников. Колесная пара опускается с эстакады на рельсовый путь. Все операции выполняются автоматически в следующей последовательности: установленная в приемное устройство букса перемещается по рольгангу на подвижной стол, который подает ее в зону действия гидроцилиндра выпрессовки. Выдавленные подшипники подаются на верхнюю площадку, откуда сталкиваются в два желоба, ведущих к оборудованию для мойки и сушки.