Сущность аркады
Под аркадой в архитектуре понимается ряд одинаковых по форме и размеру арок. Арки опираются на колонны или квадратные столбы, называемые устоями и передают на них нагрузку от вышележащих ярусов.
Устои могут украшаться пилястрами или полуколоннами, которые воспринимают нагрузку от антаблемента (балочного перекрытия пролета).
Аркады используются преимущественно при сооружении открытых галерей, расположенных вдоль фасада крупного сооружения. Таким образом нагрузка от стены равномерно распределяется между отдельными опорами. Примечательно, что применение арок в конструкциях увеличивает их прочность, в этой связи аркады используются для поддержки кровельной конструкции или антаблемента и могут воспринимать большие нагрузки.
Известно, что аркады применялись в конструкциях древних акведуков, позднее аркады были использованы в конструктивной схеме Колизея.
Рисунок 1. Аркада в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В средневековых сооружениях Англии, таких как соборы или монастыри нередко встречались крытые аркады, которые представляли собой крытый проход, ведущий от трансепта или нефа религиозного сооружения к его внутренним помещениям. Крытые аркады, как правило, примыкали к монастырям с восточной стороны, закрывая собой проходы, расположенные южнее трансепта. Например, в конструкции Глостерирского собора, построенного в 1029 году, крытая аркада была предусмотрена в западном конце нефа. Также крытые аркады нередко встречались в больших христианских церквях XI века (например, Винчестерский и Даремский соборы).
Прислоненная к стене арка, не имеющая сквозных пролетов, называется слепой (ложной). Несколько слепых арок образуют аркатуру.
Аркады и торговые галереи
Французский архитектор Бертран Лемуан охарактеризовал период с 1786 по 1935 год как «аркадную эру». Нетрудно догадаться, что Лемуан имел в виду большое количество шоппинг аркад, процветающих по всей Европе в течение этого времени. Как правило, кровля таких сооружений решалась с помощью стекла, чтобы обеспечить все помещения по максимуму дневным светом и уменьшить потребность в свечах или электрическом освещении. Аркады в сооружениях XVIII и XIX веков предназначались для привлечения представителей среднего класса.
Аркады торговых сооружений дали возможность покупателям почувствовать себя внутри уютного закрытого пространства, вдали от хаоса шумных улиц. В тёплом и сухом помещении людям было гораздо удобнее взаимодействовать и совершать покупки.
Рисунок 2. Гостиный двор в Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В связи с тем, что аркады со стеклянной кровлей получили широкое распространение в Европе, очень скоро им стали придавать более изящный и сложный вид, чтобы выделить среди других. К середине XIX века торговые галереи с аркадами стали центрами моды и общественной жизни. Прогулки по таким аркадам стали популярным времяпровождением для среднего класса.
Считается, что вдохновением для первых большие торговых помещений с аркадами послужили открытые лоджии Флоренции. В XVI веке во Флоренции набирала популярность форма торговли в небольших павильонах, ограждающими конструкциями которых были открытые аркады. Такие помещения быстро набирали популярность и вскоре распространились по всей Италии. Самыми первыми сооружениями с открытыми аркадами можно назвать:
- павильон Меркато Нуово (1547) архитектора Джованни Баттиста дель Тассо;
- рынок Меркато Веккио (1567), Флоренция, архитектор Джорджио Вазари;
- Лоджия дель Грано (1619), архитектор Джулио Париги.
Аркады в Европе
Вскоре после появления открытых аркад во Флоренции, они начинают распространяться по всей Европе. Примерами выдающихся европейских сооружений с применением аркад можно назвать:
- Palais Royal в Париже;
- Пассаж де Фейдо в Париже;
- галерея Милана Витторио Эмануэле.
Торговые галереи того времени являются предшественниками современных торговых центров.
Palais Royal, открывшийся в 1784 году стал одним из важнейших рынков Франции. Это сооружение считается одним из первых, где применялись большепролетные торговые аркады. Изначально комплекс сооружений включал в себя несколько садов, магазинов и развлекательных заведений, расположенных под арочными колоннадами. В районе Palais Royal находилось около 145 бутиков, кафе, парикмахерских, книжных магазинов, а также два театра. Помимо прочего в павильонах располагалось несколько розничных магазинов, специализирующихся на предметах роскоши, таких как меха, ювелирные изделия, картины или мебель. Такие отделы были ориентированы на богатых потребителей.
Примечательно, что торговцы, работающие в комплексе Palais Royal были одними из первых в Европе, кто принял фиксированные цены на товар, избавив своих клиентов от хлопот. Таким образом, Palais Royal стал первым в своем роде комплексом сооружений, который был открыт для посещения разных сословий.
Здесь стоит упомянуть о гостином дворе в Санкт-Петербурге. Комплекс сооружений торговой галереи занимал площадь около 53 тысяч квадратных метров. Данный крытый комплекс торговых сооружений состоял из 100 магазинов и просуществовал двадцать восемь лет. Известно, что разработкой первоначального архитектурного проекта торговой галереи занимался Бартоломео Растрелли, но впоследствии от него отказались в связи с нехваткой финансирования. Менее дорогостоящий и более функциональный проект получилось разработать у архитектора Жана-Батиста Валлина де ла Моте. Строительство комплекса было начато в 1757 году и продолжалось несколько десятилетий. К началу XX века таким образом было сформировано десять торговых линий, включающих 178 магазинов.
На сегодняшний день в здании Гостиного двора расположено ОАО «Большой Гостиный Двор». Здание продолжает оставаться одной из наибольших торговых площадок города. Здесь представлена продукция более чем 3000 компаний и около двух миллионов единиц различного товара. Ежедневно в этом крупнейшем торговом павильоне Северо-Западной России и Скандинавии совершают покупки более 300 тысяч человек.