Западная Европе конца XIX - первой половины XX века
Состояние архитектуры во многом обусловливается состоянием страны, ее развитостью, стабильностью, прогрессивностью.
Конец века девятнадцатого в странах Западной Европы был ознаменован господством художественных направлений. Но по мере усиления революционных настроений стал очевиден переход в реализму, отвечающему антибуржуазным идеям и социалистическим идеалам.
Картина происходящих в то время в обществе изменений включала:
- бурный рост техники и производства;
- движения за права рабочего класса;
- высокую потребность в массовом строительстве.
Таким образом создаются все предпосылки для участия государства в решении градостроительных и строительных проблем. Повышение уровня технического развития позволяет уйти от старых шаблонов, используя новые решения, новые конструкции и материалы. Промышленность создает условия для использования цемента, бетона, стали, каркасов, сложных конструкция ферм и сводов.
Использовавшаяся ранее технология строительства и реконструкции городов по единому генеральному плану устарела, а высокий рост урбанизации провидит к тому, что городская застройка выходит из-под контроля. Новое градостроительное законодательство появится лишь в начале 20 века. Законы капиталистического общества продолжают переопределять развитие городов, и это несдерживаемое и неконтролируемое развитие. Городские власти предпринимают попытки создания парадных и инфраструктурных объектов, но они тонут в общей массе изменений и не приносят городу оздоровления. Так в Вене появилась кольцевая магистраль, в Париже парадные бульвары. Для Западной Европы конца 19 века был характерен конфликт между сложившейся градостроительной и планировочной схемой городов и новыми потребностями, которые принесла с собой промышленная революция.
Рисунок 1. Краткая характеристика и хронология архитектурных стилей Западной Европы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Западноевропейская архитектура конца XIX – первой половины XX века
В указанный период мы наблюдаем несколько острых проблем. В первую очередь тревогу и опасения вызывают сами города, которые на протяжении столетий были центрами цивилизации. Перенаселенность, низкий уровень жизни, новая инфраструктура, промышленность и ее потребности показали, что города прошлого столетия были не приспособлены под эти изменения, каким должен был стать город, чтобы на них отвечать, было загадкой. Выдвигались даже мысли о ликвидации крупных городов.
Другой сложной проблемой было отношение к новым технически прогрессивным объектам, несмотря на то, что все признавали важность технического прогресса, такие объекты как Эйфелева башня, Хрустальный дворец, Галерея машин не признавалась элементами новой архитектуры.
Хрустальный дворец – это самое крупное здание 19 века, построенное по проекту Джозефа Пакстона к всемирной выставке в Гайд-Парке. Это здание казалось современникам бесконечным, в нем, на площади 90 тысяч квадратных метров, смогли разместиться все выставочные экспонаты.
В течение указанного периода архитектура стран Европы попала под влияние ряда сменяющихся стилей:
- начиная с 1850-х господствующим стилем был историзм, он был распространен в Италии, Франции, Германии и Англии. Историзм в Германии распался на три направления, неорококо, неоренессанс и необарокко. Историзм черпает вдохновение в прошлом. В отличие от классицизма это не обязательно античное прошлое, а любой период, вдохновляющий на размышления;
- на смену историзму в 1914 году в Италии приходит стиль либерти, во Франции ар-нуво. Все эти вариации модерна имеют общие художественные приемы. В модерне воспевается гармоничность, изящество, стремление к иррационализму;
- к 1950 году в Италии и Франции наблюдается расцвет конструктивизма и функционализма, который начался на десятилетие раньше в Англии. В Германии в это время набирает популярность югендстиль.
Техническая целесообразность и функциональность стали новыми принципами архитектуры, поэтому вполне логично, что появляются такие объекты как Эйфелева башня в Париже.