Последние годы одной из главных тенденций в проектировании стало не просто создание виртуальных моделей, а создание информационных моделей будущих зданий. За счет VR-технологий заказчик проекта может «зайти» в еще не построенное здание и оценить все его достоинства и недостатки.
Виртуальные пространства
Цифровизация проектирования позволила изменить привычные подходы к разработке объекта и создала все условия для того, чтобы не столько чертить планы, сколько строить объект из готовых функциональных элементов - стен, окон, дверей, перекрытий.
Создаваемые в результате виртуальные пространства, обладают многими характеристиками реальных пространств:
- они имеют объем;
- они могут быть заполнены предметами, людьми, мебелью, оборудованием;
- они образуются как часть целого путем целенаправленного размещения определенных элементов.
И так как же как по реальным пространствам по ним можно путешествовать, перемещаться, возвращаться назад. Модели поведения в виртуальных пространствах схожи с теми, которые используются в реальной жизни. Виртуальные пространства стали создавать не только для проектируемых объектов, но и для объектов, когда-то существовавших (историческая реконструкция) и существующих сегодня (музеи, галереи, магазины). Пандемия стимулировала появление виртуальных залов самых известных музеев с мировым именем, позволила сотням тысяч людей увидеть шедевры мирового искусства, находясь на других континентах и в других странах. Виртуальные пространства предоставляют возможности не только для индивидуального пребывания, но и для группового общения между заинтересованными участниками. Интегральные пространства в архитектуре рассматриваются очень широко, как части взаимосвязанной градостроительной и архитектурной концепции, позволяющие создать единую социально, технически, исторически связную концепцию.
Интеграция понимается как встраивание в определенный контекст нового функционального элемента, который может существенно изменить существующую иерархию.
Интегральные пространства – это базовые пространства, которые обладают прозрачной типологией и выступают как управляемая система с определенными взаимосвязями между формой и конструкцией
Рисунок 1. Взаимодействие с технологиями виртуальной реальности через шлемы и очки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Взаимодействие интегрального пространства с VR-технологиями
Современные возможности проектирования давно шагнули вперед, и архитектор уже не связан пределами проектируемого объекта, он может «примерять» его к городской ткани, к разным частям города, даже к разным городам, анализируя множество параметров одновременно, в частности, используя виртуальные очки он может:
- прогуляться по городу и пройти мимо проектируемого им здания;
- заглянуть внутрь и полюбоваться тем, как свет падает через витражное остекление фасада в главный холл;
- оценить высотность окружающей застройки и проанализировать как здание вписывается в городской ландшафт с разных видовых точек.
Перенестись в виртуальную реальность сегодня помогают виртуальные очки и шлемы. Эти девайсы давно стали популярным элементами демонстраций для заказчиков, позволяющими сделать конченый результат работы проектировщиков более «осязаемым».
Конечно, заменить физический мир реальным невозможно и не нужно, архитектура в большей степени относится к миру физическому, а в виртуальном пространстве только делает первые шаги, но первые достижения уже позволяют говорить об огромном потенциале и возможностях виртуальных пространств. Они представляют возможности для исследований и моделирования, экспериментов и опытов, настолько смелых и невероятных, что по сравнению с ними меркнут все прошлые достижения.
Если все прошлые эксперименты в архитектуре требовали огромных инвестиций, и результат в большинстве случаев расходился с первоначальными гипотезами, то в виртуальных пространствах можно провести сотни экспериментов с фактурой, текстурой, габаритами, высотой потолков, объемом и прочими характеристиками, имея лишь хорошую команду специалистов и фокус-группы.